Новый год в Стамбуле: фильм ужасов с хэппи-эндом

29 декабря 2006 года мы толпой помчались в Стамбул встречать свинью с ее личным годом. В этот раз нам, к несчатью, довелось в первый (и в последний) раз воспользоваться услугами международного псевдо-аэропорта "Внуково". Описать ощущения одним словом можно: "капец". Сложно сказать, что во Внуково хорошего – кроме нового помещения, вылизанного до блеска. Все остальное – ужасно. Лиха беда начало - дальше было только хуже.


1. Подъезд к аэропорту.

Более идиотской организации подъезда к аэропорту я не видел еще нигде в мире. Даже в аэропорту нищего Янгона (Мьянма-Бирма) подъезд организован раз в сто лучше, чем в "одном из самых динамично развивающихся аэропортов России".

Первое: указателей по пути - пара штук. Причем указателя перед съездом непосредственно в сторону аэропорта на шоссе нет - он расположен уже над дорогой, являющейся съездом с трассы, благодаря чему мы этот съезд успешно пролетели, доехав аж до Внуково-3. Но это мелочи.

Второе и самое важное: какому-то гению пришло в голову развернуть стройку таким образом, что из нескольких полос движения при подъезде к шлагбаумам остается... одна! В результате умственной активности этого гения, воплощенной на практике, мы, доехав от Домодедовской до Внуково всего за полчаса, простояли в пробке на въезд порядка 45 (!) минут - при том, что машин было не очень много.

Третье: долгосрочная парковка. Система тарификации также ущербна, как и все остальное: если до 6 суток, то 500р в сутки. Если более 6 - 350р в сутки. Забавно, но если ехать на 5 дней, то при возвращении выгоднее оставить машину в аэропорту (то есть, занять лишний день одно парковочное место) еще на сутки, чтобы заплатить не 5 х 500р = 2500р, а 6х350 = 2150р. То есть, выгоднее занимать парковку машиной, чем освобождать место раньше.


2. Вход в аэропорт.

Настройка систем автоматического открывания дверей явно тоже производилась одаренными специалистами: в результате после входа, стоя в очереди на первое "просвечивание" багажа, успеваешь простудиться, потому что датчики, реагируя на присутствие людей, держат двери постоянно открытыми даже зимой. И если в помещении холодно при московских +7, то мне страшно подумать, что происходит во Внуково при -30! При этом двойная «шлюзовая» система дверей не спасает: двери открываются сразу обе.


3. Чек-ин.

Эпитет "капец" относится и к чек-ину. Итак, давайте только вдумаемся:

- В международном аэропорту, отстояв 40 минут в очереди на чек-ин на рейс PanUkraine 9607 Москва-Стамбул, вы узнаете от коллег по несчастью, что для понимания того, в какой из 2 чек-инов вам надо, нужно подойти к стоящему вдали человеку в сереньком неприметном деловом костюме (!) без бейджа работника аэропорта, без опознавательных знаков, отличающих его от нас, простого быдла, платящего деньги за полет, и он, посмотрев на ваши билеты, вынесет вердикт: "в эту очередь или в ту". В итоге нам надо было стоять в другую очередь. Стоим еще 40 минут в очереди, потому что указанный на билете номер рейса 9607 на самом деле является 9605. ОК, зачекинились. За несколько минут до официального вылета.


4. Сбербанк на территории Внуково.

"А дай-ка," - думаю - "поменяю русские деньги на евро!" - и направляюсь в Сбербанк во Внуково, где у стекла красуется табличка с курсами обмена валют.

Знаете, что отвечают в Сбербанке в международном аэропорту Внуково? Цитирую:
- А че вы стоите? Валюту менять? Да вы че: мы тут валюту не продаем!
- А зачем тогда курсы валют стоят у вас вот тут?
- аа... это? Ну, так это ж для информации!

Welcome to Vnukovo!


5. Погранцы.

За годы путешествий у меня сложилась поговорка: "В любом туре есть две неприятности: русские погранцы и русские погранцы". Но и в этом Внуково переплюнуло мой самый худший опыт (хотя нет, вру: в Ш-2 один раз погранцы вообще закрыли границу в буквальном смысле слов - на пункты прохода паспортного контроля опустили железные занавесы, так как у них "сервер с паспортами упал") - в остальном же Внуковские погранцы лидируют. Так долго и муторно я в очереди на паспортный контроль еще не стоял. Оказалось, что в новогодний пик вылетов руководство аэропорта поставило на контроль стажерок. Недовольные их работой наставницы все время орали: "Мань, да фигли ты тормозишь? Я ж тебе показывала как делать надо! Ну нафига поставили вас, новеньких? Постарайся быстрее! Люди ж стоят! Да елы-палы, ну так надо, а не так!" - ужас.


6. Работа пунктов общественного питания в дьюти-фри зоне

Пробравшись через все расставленные внуковцами препоны мы подумали, было, кофейку испить перед вылетом... в "Шоколаднице"... во "Внуково"... во дураки! Только что пережитые часы секса с нашими мозгами ничему нас не научили.. кофе захотели.. очень зря.

Так вот: при наличии в 9 утра в "Шоколаднице" десятка официантов обслуживание было не просто отстойным, а таким дерьмовым, что люди, заказавшие за полчаса до нас готовые блюда типа "клубника со сливками", получали их со скандалом и боем! То есть полчаса у десятка официантов занимает достать из холодильника 2-3 розетки с готовыми блюдами. И это в аэропорту (!), где и 10 минут лишними не бывают. Учитывая опыт наоравшихся перед нами покупателей, Саша получил наш заказ быстро, просто не отходя от кассы и не пуская к кассе следующих покупателей, пока нам не выдадут кофе. В это время официанты стояли слева от кассы толпой и трепались, наплевав на клиентов. То есть вообще ничего не делали.


7. но ДАЖЕ это все меркнет перед ситуацией с вылетом.

Бортовое имя нашей ТУшки было «УВАУГА». Увидев это, я посмеялся и говорю: «Гы.. как УВАГА на украинском – мол, внимание, опасно!» - как в воду глядел.

Сев в самолет, мы уже были уверены, что вся сладость кривых рук Внуково осталась позади... не тут-то было! Добро пожаловать на борт а/к "ПанУкраина" (www.panukraine.ru). Чартер арендован у авиакомпании «Ульяновские Авиалинии» - причем, блин, я даже не думал, что это чартер. По телефону Паны-Украинцы сообщили в декабре, что это регулярные рейсы... знали бы, что чартер – летели бы "Аэрофлотом".. ну, в общем, проехали. Добро пожаловать на борт.

Прошло ПЯТЬ минут после рассадки по салону (график вылета уже нарушен давно, но это норма, похоже). У нас - места в хвосте. Повторюсь: пять минут назад все только сели попами на места. У туалета - уже очередь мужиков, которые и не скрывают особо, что идут курить. Пачки сигарет в руках, зажигалочки, все дела. Курят один за другим. На десятой минуте дышать в хвосте уже нечем - в салоне самый настоящий туман. Подзываем старшую стюардессу - просим разобраться. Ноль реакции. Еще раз - ноль реакции. Третий раз - подходит стюард, обреченно выдает: "А что мы можем поделать? У нас нет полномочий никаких - только записывать номера посадочных талонов у нарушителей. Ну ладно, постою-поконтролирую".

В это время мама с 5-летней дочкой идут в туалет, открывают дверь, а там - будто дымовую шашку запалили - смог такой, что стены кабинки туалета не видно (!). Стюард работает так: идет человек с сигаретами, он его пропускает (!), тот курит, выходит - и стюард ему: "Ага! Вы курили! Дайте-ка свой посадочный талон". Записывает номер. Отпускает придурка. И так далее. Дышать нечем. Нормы пожарной безопасности на борту давно забыты: ну, ребят, вы ж во "Внуково". В Ш-2 за такое, помню, пару уродов тут же нарядом милиции с борта ссадили и потом геморрою им обеспечили по самые почки. А тут - курите на здоровье! "Здесь курят!"(с)

Но это лишь про курение. Я еще про сам псевдо-вылет не писал. Итак, мы думали, что вылетаем. Запомните: "ПанУкраиной" летать нельзя. Никогда, даже бесплатно. Ни через "Внуково", ни "ПанУкраиной" - это два сапога-пара. Работают одинаково криво и с одинаковым неумением.

Итак: давно уж на часах за 10 (вылет в 8-45), а мы все в самолете тусуемся, дышим куревом. Пилот вдруг объявляет: "В связи с тем, что Стамбул отказывается нас принимать, вылет переносится на час". Ждем. Проходит час. Сидим. Приезжает представитель авиакомпании, заявляет: "Стамбул нас не принимает, так что когда вылетаем - фиг его знает. У самолета стоят автобусы - прошу всех сесть в них, и вас отвезут в аэропорт. Спасибо за внимание, я поехал".

В это время несколько пассажиров (видать, с советским магазинным опытом) перегораживают выход из самолета и говорят: "А хрена с два вы, мсье, отсюда куда поедете. Вы будете оставаться на борту до тех пор, пока не будет вылет. Мы вам заплатили деньги - везите! А то знаем: ща выпустим вас - и вообще будем тут до нового года жить в самолете.. везите быстро!"

Как перетрусил представитель - это видеть надо было. Стюарды тоже понимают, что драться придется не с парой пассажиров, а уже со всеми, потому что кричат "Требуем вылета!" уже процентов 40 салона, остальные просто тихо бесятся. Пара человек сопит: "У нас деловая встреча срывается!", "Я теряю огромные деньги, если не приеду в стамбул к стольки-то часам! Вы обалдели?!" - один человек с богатым жизненным опытом: "Хера с два мы отсюда выйдем до вылета: несколько лет на зоне посидел, и тут пару часов посижу!"

Организовавшаяся группа активистов выступила с лозунгами: "Народ! Люди! Если мы покинем самолет - они нас обратно не привезут! Пока мы в самолете - мы для них проблема. В аэропорту мы - уже не проблема! Оставайтесь! Никто не выходите!"

Процентов 80 рейса остается. 20 - выходят. Мы в их числе: дышать куревом достало. Половина вышедших тут же закуривает на авиапаркинге. Начинается цирк с танцами вприсядку - теперь служба безопасности аэропорта орет: "Тут курить нельзя! Вы чооо! Это же полоса! Самолеты! Топливо! Курить нельзя!" - им в ответ резонно: "Ребят, если вы такие умные - попробуйте на борту запретить курение, и мы ни там, ни тут курить не будем, обещаем!"

В ответ - гениальный ответ службы безопасности Внуково (наверное, в инструкции Внуково так написано): "Нам насрать, что на борту самолета курят. Нам главное, чтобы на полосе не курили, а на борту - курите, сколько хотите".

Внуковцы! Браво! Я как стоял, так прям обнять-руки пожать вашей СБ захотел! Такие девки-умницы! С чудесными рациями, с какими-то полномочиями и с полным отсутствием мозгов и понимания сути работы по обеспечению безопасности на авиатранспорте.

В ответ им, впрочем, резонно ответили: "Ну, тогда и нам насрать. Вызывайте ОМОН и пробуйте нам запретить курить. Повеселимся перед новым годом". Естественно, СБ заткнулись и тихо бубнили себе что-то под нос оставшиеся 20 минут.

За 20 минут экипаж покинул борт самолета. Представитель авиакомпании, выйдя на "волю", уже боялся к трапу подходить. Он с кем-то созвонился и сообщил, что "скоро будет новый экипаж". Из автобуса (не отапливавшегося, стоя в котором матери с детьми закатывали резонную истерику: если у нас, взрослых, ноги замерзли уже до посинения, то дети плакали от холода) нас в итоге тоже выгнали:
- Гендиректор авиакомпании отказался от трансфера в аэропорт, так что заходите обратно в самолет.
- Точно не едем?"
- Да фиг его знает, вроде точно,- авторские права на эту фразу тоже принадлежат службе безопасности Внуково.

Зашли на борт. Турки в салоне самолета начали курить прямо на местах в районе 20-го ряда... Лиза воплем подзывает стюарда: "Вы вообще охренели?! Этот придурок курит прямо в салоне!" - стюард бубнит: "Ну, а чо я могу, че я могу.." - и турку: "Дайте ваш посадочный талон". Турок делает вид, что не понимает. Сует стюарду деньги. Не берет. Сует свой мобильник дорогой: типа дарю. Не берет. Приходится дать талон. Стюард записывает номер.

Для информации: далее эти номера нарушителей никуда стюард не передал. В Стамбуле рейс не встречала полиция. Значит, о нарушении не было сообщено. Как выволакивают нарушителей-курильщиков с рейса я видел не раз, поэтому совершенно точно: нарушителей не "принимали". Запись талонов - показуха. "ПанУкраина" и сотрудники подотчетных ей компаний идут на заведомое нарушение пожарного режима на борту самолетов.

В это время люди – просто смешно уже – звонят в МЧС и Службу Спасения: "Нас заперли в самолете, не дают вылет, отказываются везти в аэропорт". Их старательно переключают на Внуково. Это бесполезно.

Я висел на линии по мобильнику 40 (!) минут, чтобы дождаться оператора во Внуково. Получил номер ПанУкраины. Позвонил - там вдупель бухой мужик (возможно, тот самый гендиректор?) еле живо ответил: "Малаадой челаавек.. ну как вы не понимаете.. в 8-45 вы бы и не вылетели - у меня разнарядки на прием самолета от Стамбула в это время не было. Теперь есть. Точно есть! Вылет в 13-30 они готовы принять." - "Ок, а что насчет горячей еды? Рейс задержан более чем на 3 часа - в салоне не подают ни воды, ни пищи, вообще ничего!" - "А по еде, маладой человек.. это не ко мне.. вот вам телефон представительства во внуково - вам там ответят".

Звоню в представительство во Внуково: "Да-да, грузовик с горячим питанием уже подали.. ждите! В 13-30 точно вылет.. и питание будет горячее, все будет".

Надо ли упомянуть, что ни хера не было горячего питания. Обычный холодный авиазавтрак. То есть, то, что на самолете и так было загружено. В 13-30 мы худо-бедно вылетели. Кстати, рейсу 9607 (чартер "Владивосток-авиа") повезло больше: они рядом с нами стояли на паркинге. Их выпустили около 11 часов утра (тоже в 8-45 вылет должен был быть).

Как пилот рейса 9605 Ульяновских авиалиний/ПанУкраины сажал самолет в Стамбуле – весь салон жопой почуял. Я, конечно, ТУшками рулить не умею, но когда сажаешь маленький самолет, с определенного момента при посадке штурвал ни в коем случае уже трогать не надо – благодаря закрылкам и низкой скорости самолет "сам" идет вниз – к полосе. В нашем же самолет завис над полосой и вдруг – хре-е-на-ак – со все дури за долю секунды снижает высоту так, что по всему салону обшивка дружно хрустнула и с полок вещи попадали где-то вдали от нашей галерки.

Но люди уже аплодировали и такому: хотя бы потому, что мы вылетели, потому, что летели и потому, что долетели. Детали уже мало кого волновали – все где-то в душе по советской привычке перекрестились - мол, «слава те хспди, что исполнитель хотя бы выполнил свои обязательства: а то ж и не выполнить мог!» На этом Россия осталась далеко позади и мы ступили на землю турецкую.

Быстро-быстро нас пропустили погранцы, быстро выдали багаж, чуть медленнее – пришли встречающие гиды и задержавшиеся пассажиры. Нас оттрансферили в отель. Все, выдохнули! Мы в Стамбуле.


8. Собственно, сам Стамбул.

Поселились мы в отеле Zurich. В целом, неплохой вариант - уютные номера, минут 15 пешком от площади Таксим; как оказалось в новогоднюю ночь - это еще и лучшее место для праздника в этом районе, т.к. помимо постояльцев, на вечеринку купили билеты еще под сотню человек весьма обеспеченных местных жителей. Но до новогодней ночи мы еще успели нагуляться по столице Турции - причем начали прямо ночью по приезду: бросили вещи и пошли шататься.

Как и в любом городе, где мы оказываемся впервые,- гуляли мы, по большей части, наугад. Впитывая атмосферу улиц, районов, фоткая все и вся. Стамбул - место достаточно многогранное: вот здесь - торговые кварталы с большинством надписей на русском, так как основные покупатели здесь - наши соотечественники. А там - сугубо турецкие дома и заведения, где даже на английском меню не продублировано. Еще чуть дальше - набережная, и дорожки к ней и от нее - суть крутые склоны. Где-то - тусовочная улица, а совсем неподалеку от нее - снова тихая. Ночи в незнакомом городе - это всегда здорово.

Хорошенько выспавшись, мы пошли искать пристань: говорят, попав в Стамбул, просто обязательно нужно поплавать на лодке по Босфору. Покупать билет на огромный паромообразный туристический корабль не хотелось: неуютно как-то толпой человек в 800-1000 путешествовать, пусть и на таком коротком отрезке пути. Поэтому мы стали искать, где же швартуются маленькие лодочки. Предновогодняя пора - не самое туристическое время для Турции, и это не могло не внушать надежду на разумные цены. Так и получилось.

Завидев нас, отходящих от больших кораблей, к нам подбежал старичок с картой, и начал активно рассказывать, как это круто - поплавать по Босфору на его лодочке. Договорились на тариф по 20 долларов с носа, погрузились на 20-местную лодку в куда меньшем составе, и поплыли.

В общем-то, ничего особенного. Возможно, дело в том, что я вообще человек не морской, и к воде отношусь прохладно. Но если плыть "туда" минут 40 было еще как-то интересно, то обратный путь, мне кажется, все путешественники переживали с трудом: задница затекает, на палубу особо не выйдешь - сквозит очень сильно; все вокруг уже видел, а делать особо нечего. Вот так вот помаялись, и высадились обратно на берег.

О приятном: чего у Стамбула не отнять, так это невероятного выбора сладостей. Больше всего мне полюбилась "тулума". Поэтому, как только мы видели очередной ларек с вкусностями, сразу хотелось взять еще пару штучек тулумы. Кроме того, временами я все-таки очень люблю фастфуд. Поэтому какая-нибудь уличная шаурма - самая что ни на есть еда. Особенно после многочасовых прогулок по узким улочкам.

Не менее приятно было пройтись по улочке, ведущей от площади Таксим, прокатиться на старинном трамвайчике мимо десятков магазинов, выпить чашку-другую кофе в любимом Starbucks, купив единственный экземпляр новогодней чашки в качестве сувенира.

Отдельным весельем была наша попытка увидеть Софийский собор. Мы наивно предполагали, что достаточно назвать таксисту цель поездки - и он мигом домчит нас до нужного здания. Но нас высадили достаточно далеко от собора, и по пути к нему мы умудрились осмотреть еще пару мечетей. После "Софии" мы двинулись к мосту через Босфор - как раз когда на улицу вышло солнце. И зрелище десятков рыбаков с длинными удочками, рыбачащими с моста, в лучах света - это отдельное, весьма уникальное удовольствие. Эдакая фотография на память в сознании, как памятка о путешествии.

Среди моих друзей есть такие, которые чуть ли не боготворят Стамбул - для них это невероятный, магический город. Но даже после массы позитивных впечатлений от поездки, лично я к таковым себя не отношу: после нескольких дней прогулок, мелкого шопинга и наслаждения блюдами национальной кухни, я не испытываю ни малейшего желания обязательно вернуться в Стамбул поскорее. Да, это было мило, да, местами уютно и эмоционально тепло. Но не так, чтобы влюбиться безумно, бесповоротно. Стамбул - совершенно точно не Рим по атмосфере; совершенно точно не Бейрут по тишине улочек и гостеприимству; торговые переулки напоминают мальдивскую столицу Мале,- но и здесь аналогия не особо уместна. Стамбул так долго впитывал в себя самые разные культуры, что, мне кажется, потерялся сам в себе. Это ощущение позитивного хаоса наверняка близко кому-то, но не мне. Поэтому если вам нужно место на Земле, чтобы подумать-поразмышлять, окунуться во что-то типа эмоциональной воронки - Стамбул подойдет.


9. Новый год в турецком отеле

Да, и напоследок нельзя не написать - какой он, новый год в турецком отеле. В первую очередь, слегка несуразный: в течение всей развлекательной программы чуть ли не кожей чувствовалось, сколь неестественен для турков этот праздник. Будто его навязали, заставили праздновать насильно, в угоду туристам или кому-то еще, и все вокруг пляшут под эту дудку. В такой день можно не сидеть дома с друзьями и близкими, а пойти-подзаработать - это ж не праздник, а так, очередная медовая приманка для путешественников. Поэтому и праздник был слегка скомканным, остроугольным, резким.

За общим праздничным столом мы сидели с турками, словенцами, немцами, англичанами и многими другими. Кушания были куда скромнее, чем можно было приобрести в соседнем супермаркете, и потому, когда ни стол, ни развлекательная программа особо не радуют, остается только одно - развлекать себя самим. И здесь приятно признать, что братья-славяне зажигали так громко и искренне, что именно их радость, крики, поздравления и создавали настроение. Словенцы поднимали всех со стульев, выстраивали в хоровод, пели песни на родном языке и шумно, заразительно смеялись. Как и положено, чем ближе к утру, тем более смутными становились картинки, но одно точно - они были яркими :)

Обратный путь не был особо приятным: все-таки плохие авиаперевозчики более стабильны в уровне своих услуг, чем хорошие,- и поэтому посвящать ему отдельную главу не имеет смысла. Как я всегда говорил и говорю: в любом путешествии есть только 2 отвратительных момента - русские пограничники и русские пограничники. Эта поездка позволила не только ярко и хорошо встретить Новый 2007 год, но и убедиться, что бывает и беда еще большая - мелкие русские авиаперевозчики.

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

хочу фоток! ) А

хочу фоток! ) А еще надо саб заголовки какие-то ставить в тексте, потому что все одним полотном и непонятно как ориентироваться. Ну, и вообще логичнее ставить вначале "Читать далее", а уже потом "Оставить коммент" (это для списка статей).

Дааа, первая

Дааа, первая часть отчета просто жесть. Кстати УВАУГА - это не бортовое имя тушки, а Ульяновская Военная Академия Гражданской Авиации, как то так.
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Отправить комментарий