Бездельничание по делам: Мьянма, она же Бирма

Вспоминать Бирму и радостно, и печально. Радостно потому, что на Земле-таки есть еще несколько кусочков рая помимо уже известных мне. Печально и потому, что грань между раем и адом крайне тонка, и потому, что я куда-то пропотерял большую часть фотографий из этой поездки. Впрочем, даже выжившие фотки достаточны для того, чтобы увидеть, сколь чудесна эта страна с двойным именем - Бирма, она же Мьянма.

Первое впечатление о стране - само собой, аэропорт и город прибытия. И если аэропорт Янгона, хоть и не особо современный, все же вызывал ощущение какого-то старательно наведенного лоска, то сам Янгон - это, конечно же, даже не совок, а что-то типа жизни после ядерной зимы.

Разрушенные здания трущобного вида - даже более трущобного, чем нищие кварталы Бангкока. Узкие замусоренные улочки - и если они хоть сколько-то близки к центральным улицам города, то днем тут и там сидят нищие и просят милостыню. И это не те сытые "посаженные" нищие, как в метро в Москве, а люди в явно последней рубашке...

Один доллар здесь - огромные деньги. На самом деле огромные.. за доллар можно весьма долго ездить по городу на такси, на доллар можно купить ооочень много открыток ручной работы (которые я покупаю всегда в путешествиях и рассылаю даже незнакомым мне людям, оставившим свой адрес в комментариях в моем ЖЖ)... Впрочем, туриста всегда пытаются развести - и туристский доллар пытаются обесценить, но небольшое преображение помогает узнать истинную стоимость вещей - мне с радостью помогли надеть местную мужскую юбку, в которой ходит 90% мужского населения (и правда не так жарко и весьма удобно), и прикупить другие обычные одеяния. Было и забавно, и интересно одновременно - теряться в толпе, чтобы сначала тебя воспринимали за своего, а лишь затем - догадывались.

Гулять по Янгону неприятно: вечером и ночью особенно, и даже полисмены подходят, предупреждают, что не рекомендуют тусоваться в такой час в одиночку - мол, чревато. А днем - так много народу, столько запахов (и не всегда приятных), столько нищеты, бедности и жести, что настроение куда-то пропадает.

Впрочем, в столице я задержался лишь на одну ночь - вечером я купил билеты на внутренние авиалинии. Моей целью было озеро Инэле, добраться до которого, впрочем, оказалось не так просто. Я пишу этот текст спустя пару лет после поездки, поэтому названий всех населенных пунктов и аэропортов уже не упомню. Но это не суть важно - восстановить цепочку взлетов и посадок при желании можно легко - самолеты в Мьянме летают по одному и тому же маршруту.

Аэропорт назначения для путешествия к Инэле называется Хехо, и несмотря на то, что по житейской логике проще всего было бы лететь по маршруту Янгон-Хехо, мьянмарские авиалинии больше похожи на маршрутки: самолет летит по "кольцевой линии", совершая посадки во всех крупных локальных аэропортах по пути. Поэтому не удивляйтесь, когда по пути в Хехо вы успеете пережить 2-3 взлета и посадки.

Добравшись до Хехо, я вышел из аэропорта в полной уверенности, что сейчас вот запросто возьму машину и поеду на это местное озеро Байкал. Но не тут-то было. Аэропорт напоминал посадочную полосу для кукурузников среди бескрайних полей, и от него куда-то в сторону вела только одна пыльная дорога. У выхода из здания стояла пара машин такси, и других машин явно не ожидалось. И таксисты, понимая выигрышность своего положения, начали задирать цены. Самое забавное, что когда они ни в какую не хотели сторговываться, я послал их нафиг и пошел по дороге пешком. Они поначалу покрутили у виска пальцем - мол, чокнулся парень,- но через 5 минут одна из машин меня догнала, и цена упала со 150 баксов до пятнадцати. Вот это - разумный разговор. Поехали.

Через 40 минут пути я понял, что таксисты не преувеличивали, когда говорили, что до Инэле - пилить и пилить. Причем дороги в Мьянме славятся своей похожестью на российские: "есть не дороги, а направления". Поэтому еще через 20-30 минут тряски мы добрались до какого-то скопления зданий. Уж город это или деревня - сказать сложно, но какое-то место обитания, с неким подобием центральной площади с рынком, где меня и оставил таксист, получив свои 15 зеленых.

Город выглядел полупустым. Машину для поездки далее - а это еще километров 5-10 - было найти крайне сложно. Еще за 10 баксов договорились с местным водилой, и на раздолбанном чуде неизвестной марки мы дотарахтели до пристани. Там я оказался вообще единственным иноземцем, и на меня собрались посмотреть, как на первый снег где-нибудь в Ираке среди пустыни. Когда я попытался узнать стоимость аренды "лодки с водителем" - это вызвало банальное непонимание: рыбаки как-то не привыкли сдавать лодки кому-то. В итоге за целых 3 доллара договорились с рыбаком, что его лодка и он за штурвалом - на весь день меня катают.

Весь день, впрочем, не понадобился - час-полтора мы катались по зарослям осоки или какой-то местной озерной зелени, прорубаясь сквозь нее острым носом суденышка. Мы гоняли по каналам между зарослями зелени. Мы выбирались время от времени на гладь центральной части озера Инэле, и рыбак по моей просьбе выключал мотор - я слушал тишину. Когда ты на середине озера Инэле, и вокруг ни одно лодки не движется, и только ветер дует - ощущение, будто ничего вокруг больше не существует: есть только вот эта вода, гладкая как зеркало. И хочется зависнуть в этом состоянии навечно.

Не медитировал никогда, не знаю, что такое достижение дзена, и так далее - но, наверное, это напоминает все подобные описания в разных культурах. Когда есть ты и мир вокруг. Остальное - его просто нет.

Но вот мотор включается снова - и мы едем к отелю у озера. Выбрал я его, просто ткнув пальцем в туристическую карту, где написано много названий разных гостиниц - и в одну из них мы и поплыли.

Отель скрывался за плотными зарослями высокой травы, только пристанью выходя в озеро - причем пристань длиной метров 150-200! Пройдясь по ней, отыскал ресепшн, где никого не оказалось. Еще минут 15 ушло на то, чтобы найти хоть какой-то персонал пятизвездного отеля, и когда на ресепшне появилась девушка, настало время очередного сюрприза: ночь в отеле оценили в 250 долларов - мол, это же пять звезд, супер-круть и так далее. Но Мьянма тем и хороша, что здесь торговаться можно даже в отеле. Судя по всему, я был вообще единственным туристом в этой гостинице, поэтому через 5 минут цена упала до 15 долларов в сутки за дабл-коттеджик на возвышенности с видом на озеро, в котором я и заночевал.

Из прикольного: когда среди ночи мне захотелось чего-нибудь перекусить, я пошел к ресепшн-зоне в надежде, что может быть в этом пустующем отеле есть если не ресторан, то хотя бы кафешка. Персонал будто стоял и ждал, пока единственный постоялец выйдет из номер - пока я дошел свои 50 метров, человек 7 служащих уже стояли в шеренгу, вытянувшись. Я спросил, есть ли ужин - и через 5 минут уже накрыли большой стол: вкусный травяной чай, невероятно вкусные хлебцы с тонко нарезанным мясом - что-то типа карпаччо, соорудили какое-то местное блюдо, внешне похожее на смесь омлета и мяса из горшочков, нашинковали салат, притащили масла и печенья. Дольше всего я залип на последнем блюде: и печенье, и масло были какими-то невероятными! Я съел, наверное, штук 40 печенюшек с маслом. Причем ощущения были весьма неуютные: я взял-намазал одно печенье маслом, съел; когда же потянулся сделать то же во второй раз - обнаружил, что на столе уже лежит намазанная маслом печенюшка. Обернулся - девушка-официант втихаря у меня за спиной намазывала еще одну :) И так - пока я ел, официантка делала еще и еще порции. Все это настолько незаметно и тихо.. Раз - и все, что хотел, уже на столе. Так же быстро, как появились, служащие растворились в ночной темноте, когда я пошел к своему коттеджу. Наутро мне к двери поставили чай с печеньем с маслом :) приятно.

Рыбак-лодочник уже ждал меня на пристани - мне предстояла долгая дорога обратно в Хехо, чтобы отправиться на самолете дальше. Через несколько часов я оказался еще в одном небольшом городке Мьянмы - уже не помню, как он назывался, но оттуда я на пароме отправился в Мандэлэй. Несколько часов на корабле по испепеляющей жаре, сок и кола в небольшом баре, проплывающий за окном однообразный прекрасный пейзаж... и вот мы в городке, по пути в центр которого проезжает сотни, если не тысячи, пагод. Там, остановившись в гестхаусе, я пошел прогуляться.

Местные жители смотрели на меня, как на инопланетянина. Я на них, впрочем, примерно так же, потому что многие жили едва ли не на улицах, но при этом, если дать им денег, они пойдут не купить себе еды, одежду - они, сломя голову, понесутся в храм, купить тоненький листик золота и нанести его на статую Будды. Меня это удивляет - даже мать с явно изнывающим от голода ребенком несет последнюю копейку к золотым пагодам. Но я нашел выход: вместо денег делился с людьми едой - и они с удовольствием принимали эти подарки, и общались со мной. А одна маленькая девочка (она есть на фото) после нашего общения жестами смастерила мне из цветных картонок фигурку бабочки и приколола булавкой мне на футболку. Этот подарок до сих пор на той же футболке - маленький символ искренности.

Это был последний город на моем пути, так как отсюда я должен был отправиться обратно в Янгон - по-моему, в маршруте было 5 взлетов и посадок в течение пары часов, затем взлет из Янгона в Бангкок, еще пара часов, посадка, еще часов 5 - и взлет в Москву через аэропорт им.Сапармурата Туркменбаши - то есть, еще одна посадка и взлет. Так что можно сказать, что впервые в жизни я совершил 8 взлетов и посадок в течение менее чем 24 часов.

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Давно эта тема

Давно эта тема не поднималась) Смотрю народ оживился