Ностальгия по утраченному уюту

Я не люблю гипермаркеты. И супермаркеты - тоже не очень, разве что если они правда супер, но таких почти не бывает. Героиня фильма "Титаник" говорила что-то типа: "Доктор Фрейд оценил бы вашу тягу к большим размерам," - и это смело можно высказать и об обществе, в котором мы все живем.

В мегамоллах нет души. Это пастбища, в которые по мановению волшебной палочи, с вырезанным на ее древке волшебным заклинанием "нечегоделатьблин" или "сделаемвидчтомыпровеликлевыйсемейныйуикенд", и стекаются толпы народа.

Размеры убивают душевность, потому что когда всех и вся много, негатив смешивается с позитивом, и срабатывает правило ложки дерьма в бочке меда (если кто не знает: если в бочку дерьма добавить ложку меда - будет бочка дерьма; если в бочку меда добавить ложку дерьма - будет тоже бочка дерьма) - то есть, даже если половину народа мегамолл несказанно радует, а другую половину - огорчает, в итоге стены впитывают совсем не радость.

Люди сознательно отучают себя от покупок в удовольствие. Они готовы променять маленький душевный магазинчик на мегамолл, чтобы сэкономить рубль. И мне плевать на доводы о наличии или отсутствии этого "лишнего" рубля: я никогда не соглашусь, что маленьким уютным кафешкам, семейным магазинчикам (минимаркеты, обычно являющиеся семейным бизнесом) и т.п. мини-мини-мирам место на свалке сознания. Скорее, я признаю, что это место вакантно и ожидает людей, чем такие миры.

Люди ходят толпами. Выстраивают мозаикой свои автомобили на парковке. Толкают перед собой огромные тележки (а владельцы магазинов стараются делать телеги все больше и больше, чтобы вам казалось, что вы купили слишком мало: ну, ей богу, какой дурак кладет одну колбаску в телегу под мешок картошки размером). Люди стараются выгадать тот самый заветный лишний рубль, и часто готовы удавиться за него. А годы спустя они жалуются, что их жизнь была серой и унылой, и они пытаются найти причину где угодно, только не в себе.

Пересели таких людей в маленький европейский городок, где около дома будет минимаркет, который вот уже двести лет содержит какая-нибудь семья Анчинотти (да хоть бы и Ибн-Ахмуд-Пиндык), и они кинутся искать мегамоллы с тем же упорством, с каким русо туристо, выехав на зарубежный курорт, первым делом ищет... МакДоналдс, где и проводит романтические вечера - не без "красота-то какая, Мань!" и "вот это жииись", конечно же.

Люди подрастеряли веками записывавшееся в наше ДНК умение украшать жизнь уютными мелочами. И после совка если в квартире и есть мелочи - ими завалено просто все, и это называется "хлам". И этот хлам - отличная декорация к тому, что творится в головах людей.

"Они хотят всего и побольше. Они хотят скидок и подарков!" - вот что вы услышите в ответ, задав вопрос о покупателях любому владельцу сети магазинов - от какого-нибудь Эльдорадо до МИР и М.Видео. Люди как жили, так и живут в совке: обилие товаров сносит им башни настолько мощно, что они готовы бить стекла и хватать то, до чего дотянутся руки!

При одном (да и не одном, если уж серьезно) открытии магазина МИР в каком-то очередном Урюпинске люди, прослышав про скидки и подарки, занимали очередь с 6 (!) утра, и когда двери открыли, из-за напора толпы бились стекла. Люди вырывали друг у друга коробки с хреновенькими, дешевыми утюгами и чайниками. Они покупали по три-четыре пылесоса и утюга! Зачем?! Зачем одному человеку четыре пылесоса и три утюга? На случай ядерной войны? Делать из их R2D2 для съемок в "Звездных войнах"?.. Да нет, просто затем, что дешево, и, купив три штуки сразу, он сэкономил (!) деньги (вот придурок).

Люди настолько не привыкли и, похоже, генетически пока не готовы впитывать то, что мир вокруг них полон возможностей и милых мелочей, что по сей день на втором-третьем месте по популярности в качестве подарка на новый год остаются... конфеты! И гипермаркеты помогают людям оставаться убогими: "Ааай Маня здрассствуй дарагайааа! Асновымгодомсновымщасьемтебя!" - "А и тебя туда же милайааа!" - "А вот те подарочек" (конфеты) - "Ойй как мило" (в уме "ептьептьепть") "А вот и тебе подарочек" (конфеты, те же, т.к. куплены в том же Ашане или РЕАЛе) - "Охмазафакиншит, машери... как ты угадала, что я прям весь 2005 год мечтала об этом подааааарке?"..

Людям не хочется думать. Им приятнее войти в РЕАЛ, взять громадную тележку и сваливать в нее товары с полок. Через 10 минут после входа в магазин они уже подвержены эффекту супермаркетов: глазки моргают в разы реже, мозг почти не соображает - let your consumerism live to the full!

К гигантизму тянутся своими сознаниями и лапками все - в кого ни плюнь: и расплодившиеся покруче Лас-Вегаса игорные заведения, и кофейни, и магазинчики, и кинотеатры, и торговые центры, и вечеринки, и все остальные. Потому что так выгоднее, ведь бизнес всегда важнее, чем уют и атмосфера.

И как бизнесмен я это понимаю: ведь если ты оперируешь суммами, и деньги не твои, плевать тебе на все атмосферы и мелочи - тебе бы отчетность по этому году прикрыть да денег наскрести на отдых.

Но как человек, который ненавидит мегамоллы и гипермаркеты, мне этого не понять. И любому дню или вечеру в огромном здании я предпочту полчасика в уютной - столика на 4-5 - кафешке, в которой тебя обслуживает сама владелица - женщина лет 40, у которой нет денег на официанток, да и заведение размерами не располагает к толпе ненадежных студенток и студентов. Зато она варит отличный кофе и делает домашние пирожки. И этого никогда, никогда в жизни не заменит ни одно мегапроизводство, мегаместо, будь у него хоть в сотню раз более низкие цены.

Я люблю свой город. Но только по частям. Потому что при сложении их вместе получается бочка меда с ложкой дерьма. А по отдельности - самая что ни на есть бочка меда.

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Знакомые

Знакомые чувства.. Глобализация.. У нас в городе есть маленький кондитерский магазинчик. Хозяйка - милая обаятельная женщина - все конфетыпеченьяпряники подбирает лично, создает наборы специально под торжество или в соответствие со вкусом покупателя. И что характерно, советует не то, что подороже, а то что повкуснее. И покупать сладости многие идут именно к ней. И идут и едут. Издалека едут. И согласны стоять в довольно длинной очереди. Ведь очередь в ее маленьком магазинчике, в отличие от супермаркетов, вызывает не раздражение, а улыбку. Ведь это возможность еще несколько минут вдыхать неповторимый аромат, царящий только здесь. Аромат конфет, свежей сдобы и уюта..
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Отправить комментарий