Туман

Ко дню победы каждый телеканал старается блеснуть чем-то эдаким-разэдаким, невероятно патриотичным, суперхитовым - чтобы "и про войну, и про немцев, и для молодежи". Вот, например, Резо Гигинешвили и вроде как даже господин Муругов сняли телеверсию чужого фильма "Мы из будущего", назвав его "Туман". И сделали они это не зря: кино получилось гениальным и очень честным. Но - как часто бывает с творческими произведениями - честность его оказалась ровно противоположной той, которую пытались создать авторы. Почему? Потому что произведение всегда выше автора.


Продюсеры: Резо Гигинешвили, Вячеслав Муругов
Режиссер: Иван Шурховецкий, Артем Аксененко
В ролях: Илья Глинников, Игорь Шмаков, Василий Рокша, Артем Крестников, Григорий Калинин, Евгений Куршинский, Дмитрий Росляков, Вячеслав Буцко и др.
Хронометраж: 02:10
Год выпуска: 2010


Произведение на самом деле всегда выше автора. Нам всегда это повторял один из лучших преподавателей литературы. И заключается это в том, что когда автор создает нечто по-настоящему стоящее - он уже не контролирует своих персонажей и саму историю. Наоборот, они берут контроль над автором. И получается, что история вроде бы про Фому, а на самом-то деле - про Ерему. И это ни плохо, ни хорошо - это данность.

Возьмем, например, фильм "Туман", сюжет которого уникален, гениален и неповторим: несколько ребят, служащих в армии, повели себя некрасиво по отношению к ветеранам, и за это судьба да мистические силы забросили их (заодно с сослуживцами) назад во времени - в самое начало войны с фашистами. Чтобы они на своей шкуре прочувствовали, каково оно - родину защищать, и воспитали, тем самым, в себе уважение к ветеранам.

И кино вроде бы (по замыслу авторов да продюсеров) о том, что ветеранов уважать надо, а Великая Отечественная война - такая штука, из-за которой мы все могли вымереть, и именно те, кто воевал там и тогда спас всех нас, их потомков. Мысль верная, достойная, но… не сохранившаяся в фильме в качестве основной, и именно потому, что произведение выше автора.

Те, кто писали сценарий, явно не смогли обмануть самих себя, и поэтому, начав писать о том, какие молодцы защищали нашу родину, закончили писать о том, какое говно современная российская армия.

Мысль эта настолько четко довлеет над сценаристами, что буквально в каждой сцене, где российскому солдату надо совершить нечто невероятное - а именно - то, чему его учили и учат в российской армии (родину там защищать, сослуживцев не кидать, отстреливать врага и всячески маскироваться да брать не числом, а умением) - в каждой такой сцене наши вояки показаны откровенными имбецилами.

Винить авторов сложно: миф о мощи, натренированности и подготовке российской армии - всего лишь миф. И стоит он наравне с мифами об отзывчивости, уме и профессионализме нашей милиции, или о том, что вот-вот изведут в армии дедовщину да перестанут гонять солдат на постройку генеральских дач, о том, что у нас - демократическое общество и прочее бла-бла-бла. И авторы это четко, кристально четко понимают и передают в своем произведении. Наша армия - горстка плохо подготовленного говна. И если "завтра война" - нам всем пипец.

Как эту простую мысль передают авторы? Через сцены, само собой. Например, в сцене первой встречи с фашистами, когда герои все как один уверены, что попали на съемки исторического фильма, поведение персонажей абсолютно мотивировано и простительно. Поэтому когда немцы сразу же убивают начальствующего над героями персонажа - это должно (обязано!) стать для них сигналом о том, что куда бы они ни попали - против них используют боевое оружие и убивают их сослуживцев. Вместо этого персонажи впадают в истерику. Потому что говенные солдаты так и поступают.

По мере развития сюжета герои-россияне убеждаются на все 100%, что против них - настоящие фашисты, что они в настоящем 1942 году, и что любая встреча с немцами означает, что умрут либо немцы, либо они, солдатики российской армии. БЕЗ вариантов. То есть все по-серьезному - война.

Что же делает очередной персонаж, когда все сослуживцы сидят в засаде, чтобы вшестером (! на минуточку) замочить двоих немцев. А точнее, даже одного (пока второй зашел в дом). Правильно! Как настоящий говносолдат он идет к врагу без оружия, встает перед ним во весь рост и начинает увещевать о том, что воевать - плохо, и что вообще война никому не нужна и прочее, и прочее. Немец по-русски не разумеет, зато запросто в упор простреливает сердце говносолдату.

Дальше - веселее. Дружбаны-таки берут в плен фашиста, у них на глазах убившего их сослуживца-товарища. Убить его никто из них не может (ну, ок, простительно: не убийцы они, а просто служить в армию пошли), и тогда решают просто приставить к фашисту часового - одного из своих. Ночью немец показывает часовому фотографии своей семьи и… тут вообще оборжаться - убеждает солдата, чьего товарища он буквально пару часов назад замочил в упор в сердце, что он-де случайно на войне, что ему к семье хочется, и что он тут чуть ли не насильно. Дальше вообще треш - солдат ОТПУСКАЕТ фашиста. Само собой, немецкая армия показана как сборище разумных профессионалов, поэтому немец тут же убивает горе-часового.

И тут же следует сцена, не менее важная для демонстрации той низости падения, на которой находится российская армия, чем сцена с часовым. Сослуживец часового спит в 2 метрах от места расправы и ВИДИТ, как его товарища убивают ножом в сердце. Что делает сослуживец? Правильно! Лежит и боится. Немец, уходя, прижимает палец к губам паренека - мол, "чщщщ! тихо" - и спокойно уходит к своим.

Уважаемые продюсеры фильма "Туман"! Спасибо огромное за столь честное кино о том, насколько говенная у нас армия! И спасибо телеканалам за то, что осмелились показать настолько честный фильм именно 9 мая. Чтобы все осознали, что те вот - которые с медалями и орденами ходят - герои; а те вот, которых наши военкомы за солдат выдают - это суповой набор. Спасибо!

Дальше - еще круче. Немцы показаны просто гениями: ведь как только они увидели у одного из наших солдат "Калаш" - они ТУТ ЖЕ осознали, что это новый вид оружия и ТУТ ЖЕ решили переслать его в Берлин, чтобы снять мерки и изготовить такой автомат для всех солдат, да победить в войне. Ни один из российских солдат, ни один из советских солдат даже не подумал о том, чтобы передать новейшую технологию "своим". Ни один!

Ну, и пошло-поехало. Робяты-солдаты решают спасти технологию и не отдать "Калаша" супостатам. Для этого они отправляются вдвоем (остальные либо мертвы, либо в плену) в лагерь немцев, где часть сотоварищей да партизан сидят под охраной. И всеми правдами да неправдами умудряются оттуда сбежать, чтобы продолжить преследование ящика с автоматом, который уже везут на аэродром для отправки в Германию.

В сцене на аэродроме, когда ребят трое, а немцев - ух, сколько! А автомат - вот он.. ребята решают проблему очень просто. Один из них без оружия выходит к фашистам, играющим в футбол, и начинает общаться с ними по-русски. Про футбол там, про футбольные клубы Баварии, всячески обстебывая врага да ерничая. В это время двое других бравых солдат пробираются в заветному автомату и выкрадывают его. Пока они сматываются, их друга-самоубийцу уже успешно замочили, и теперь вся толпа фашистов устремляется за ними.

Дальше совсем неинтересно - из всех выживает единственный персонаж. Тот самый, кому в голову пришла идея остановить автобус с ветеранами в начале фильма. И, пройдя через туман обратно в наши дни, он оказывается в расположении своей части, где все сослуживцы живы-здоровы, но стоят с вооот такенными квадратными глазищами, оквадратившимися от пережитых страданий при столкновении с немцами.

Ну, и сахарно-мармеладный финал, где солдаты живой стеной ограждают дорожку, по которой идут ветераны, и со слезами на глазах пожимают им руки. Эту сцену авторы также не могли не написать, т.к. говносолдаты только так и должны относиться к солдатам настоящим: со слезами на глазах.

В целом кино снято качественно, добротно. И - еще раз - идею о том, что российская армия в нынешнем виде - беспросветное говно, передает на все 100%. Посмотрите этот фильм, и лишний раз убедитесь, что если есть выбор служить или не служить - лучше не служить. Потому что когда нам показывают лучших вояк, обученных настолько, что при виде врага они тут же бегут заканчивать жизни самоубийством - понимаешь, что ничему хорошему в армии тебя на научат. Вот такое честное праздничное кино о настоящем армейском говне. Браво!

Отправить комментарий