Удивительный случай Бенджамина Баттона (The Curious Case of Benjamin Button)

Не знаю, будет ли этот фильм считаться великим когда-либо, но иметь его дома хочется: история настолько трогательна и интересна своей сложной простотой, напоминающей и "Форреста Гампа", и "Амели", и пр.- что не может не понравиться. Брэд Питт здесь совершенно уместен - в отличие от "Фонтана", например, съемки которого с ним в главной роли не состоялись. Девид Финчер же, снявший гениальное кино "Игра", культовый "Бойцовский клуб" еще раз отметился обжигающе яркой, чудесной, душевной работой. В общем, 166 минут не зря и с удовольствием потраченного времени. Браво.

Удивительный случай Бенджамина Баттона - The Curious Case of Benjamin Button


Год выпуска: 2008
хронометраж: 166 минут
режиссер: Девид Финчер (David Fincher)
сценарий: Эрик Рот, Робин Суикорд
в ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Джулиа Ормонд, Тильда Суинтон и др.

Больница в Новом Орлеане - дочь (Кэролин) сидит у постели умирающей пожилой мамы (Дейзи), которая рассказывает дочери удивительную историю про часовых дел мастера из Нового Орлеана, который был с рождения слеп, но считался лучшим в своем деле. Как-то при открытии нового вокзала, у часовщика заказали часы; в то время его сын уехал на войну, и отец начал работу над часами. Но вскоре сын погиб, и отец, доделав работу до конца, сделал ее слегка не так, как от него ожидали: при торжественном открытии все увидели, что часы идут задом наперед, но часовщик в своей речи сказал, что специально так сделал в надежде, что время повернется вспять, все погибшие на войне вернутся домой и все будет хорошо. Часы так и оставили на вокзале - идущими задом наперед.

Мать просит Кэролин почитать ей в слух дневник, лежавший в вещах Дейзи. Дочь начинает чтение - и оказывается, что это история Бенджамина Баттона.

История начинается с момента рождения Бенджамина - в день окончания Первой мировой войны в США, 11 ноября 1918 года - в семье Баттонов родился мальчик. При родах жена умирает, и просит мужа пообещать, что он будет заботиться о ребенке; тот обещает, но, увидев сына, хватает его, выбегает из дома и сначала хочет утопить, а затем оставляет на лестнице дома престарелых, где его и находит негритянка Квинни, работающая в этом доме.

Она смотрит на него - и тут становится ясно, почему отец был напуган: ребенок выглядит, как больной старик - но Квини считает это чудом и господним творением, и оставляет его у себя и называет Бенджамином. Доктор пророчит мальчику смерть, но он нормально живет, растет, взрослеет. Ему комфортно в этом доме, так как все вокруг выглядят как он: старики с морщинистой кожей, в очках или без - но со слабым здоровьем и своими прибабахами. Набожная Квинни отводит "сына" в церковь, где проповедник в типичной шарлатанской манере "встань и иди" заставляет-таки Бенджамина подняться с инвалидного кресла и пойти, чему последний невероятно рад. Но только у него это получается, проповедник умирает: "Бог дал, бог взял," - комментирует Бен.

В свои 12 лет он выглядит как 70-летний старик, но ведет себя непосредственно, как ребенок. На одном из воскресных визитов родственников к обитателям дома престарелых Бен встречает девочку Дейзи. Ему с ней интересно - и это взаимно.

Через несколько лет он уже прогуливается по улице со стариками, и с одним из них сидит каждый день на пристани и смотрит на корабли. В один из дней на лодке "Челси" заболевает член команды, и капитан срочно ищет ему замену: "Кто готов поработать и получить 2 бакса за день?" - и Бен вызывается помочь. Так начинается его история работы и дружбы с капитаном Майком, который вскоре, удивившись, что у старика Бена за всю жизнь не было женщины, ведет его в бордель, где Бен поражает своей энергией недурную собой проститутку - к ней он затем ходит постоянно, осознав, что такое удовольствие можно купить за деньги. Как-то по пути домой он встречается с Томасом Баттоном, своим отцом, который явно догадывается, что этот вот странный старичок - его сын; они идут и вместе выпивают, общаются, но Томас не раскрывает правду сыну.

Вскоре Бен с капитаном Майком уходит в дальнее плавание - в Мурманск, Россия,- где и работают несколько лет. В России герой в гостинице "Зимний дворец" встречает жену британского министра торговли и по совместительству шпиона - Элизабет Эббот. Они долго ночами общаются, попивая чай, и так постепенно друг в друга влюбляются. Но после атаки японцев на Перл Харбор Америка вступает в войну, и Элизабет с мужем уезжают, а "Челси" призывают во флот - обслуживать корабли.

Так Бенджамин, выглядящий к тому моменту лет на 50+, становится участником Второй Мировой войны. Герой удивляется, что война идет где-то, но их лодку это не касается; однако вскоре они видят потопленный транспортный корабль и тысячи трупов, плавающие в Атлантике вокруг. Недалеко всплывает немецкая подлодка, и "Челси" вступает с ней в бой. Уничтожив субмарину тараном, "Челси" начинает тонуть; вся команда, за исключением Бена, гибнет. Он же служит до конца войны во флоте, и видит жизнь и смерть уже под другим углом: не просто что-то естественное, что случается со всеми (как ему виделось в доме престарелых).

Вернувшись домой после войны, парень возвращается в дом престарелых. К нему приезжает Томас Баттон, который-таки сообщает сыну правду, и делает это потому, что сам он умирает от некой болезни. Помучавшись из-за услышанной правды, Бен все же прощает отца и некоторое время - пока тот жив - еще общается с ним. Отец оставляет ему в наследство свой дом и пуговичный бизнес.

Дейзи, тем временем, уже стала прекрасной девушкой. Когда, после прекрасного вечера с Беном, она предложила ему переспать - он отказался,- она разозлилась и уехала. Он же просто продолжил жить своей жизнью. Некоторое время спустя Бенджамин отправляется в Нью-Йорк, где Дейзи стала успешной танцовщицей, но ей около 23 лет и ей точно наплевать на чувства Бена - ведь у нее есть своя влюбленность в коллегу-танцора.

Позже балерина попадает под машину в Париже, и Бен тут же прилетает к ней в больницу. Дейзи удивляется, как сильно помолодел Бен, но она не хочет (в том числе и потому, что Бен выглядит прекрасно, а она нет), чтобы он видел ее в столь жалком виде и весьма жестоко его отшивает. Однако даже она, Дейзи, лишь из прочитанного дочерью вслух дневника узнает, что Бен не уехал, а остался в городе и инкогнито помогал ей. Благодаря интенсивной терапии Дейзи выздоравливает.

В 1962 году Дейзи приезжает в дом престарелых, где живет Бен, и они наконец-то сходятся. Герой продает дом отца, они покупают себе дуплекс, и живут вместе счастливо. Дейзи открывает школу танца, и все вроде бы хорошо, но Бен стремительно молодеет, в отличие от своей любимой. Когда рождается дочь - Кэролин - Бен понимает, что не сможет всегда быть хорошим отцом, ведь его уже воспринимают как старшеклассника, который крутит роман со взрослой женщиной. Тогда он продает все, что имел, оставляет деньги любимой, а сам уезжает и долгие 13 лет ездит по миру.

Кэролин, читающая все это своей маме, узнает, кто ее настоящий отец - это ее шокирует. Но в вещах мамы она находит целую пачку открыток, которые отец постоянно слал ей на все ее дни рождения, и которые мама ей не передавала; это ее трогает.

Как-то раз - когда Дейзи уже вышла замуж за вдовца,- Бен приезжает к ней в танцкласс, просто чтобы увидеть ее и дочку. Мама представляет любимого как старого знакомого; вскоре они встречаются в отеле, в номере у Бена, занимаются сексом, - и обоим становится очевидно, что Дейзи постарела. Бен уезжает.

Еще через полтора десятка лет Дейзи сообщают, что нашли мальчика, при котором был дневник и имя Дейзи. Она приезжает в дом престарелых, и видит там совсем юного Бена, который страдает провалами в памяти, и даже не может вспомнить ее. тогда она переезжает в этот дом, и ухаживает за "ребенком": он же год за годом становится все капризнее - как и любое дитя; а провалы в памяти становятся все более ощутимыми.

В 2002 году часы, идущие задом наперед, снимают, и вскоре помолодевший до состояния младенца Бен умирает на руках у старой Дейзи.

В Новый Орлеан приходит ураган Катрина; больных из больницы решают все-таки эвакуировать, но мама Кэролин умирает. В город приходит наводнение, затапливающее и все еще отлично работающие часы, идущие задом наперед.

Отправить комментарий