Три эпохи (Three Ages)

Фильмы Китона, на мой взгляд, интересны с точки зрения гэгов, шуток и режиссерских комедийных решений. Но смотря их, я полностью согласен с тем, как сложился рынок: Чаплин все-таки более популярен, чем Китон. И причина этому одна: просто Китон пытается брать гэгами и забавными шутками, а Чаплин - уморительными. Возможно, были и другие причины - типа возможностей дистрибуции и прочих, но - честно - я эту тему так глубоко не изучал. Как зрителю, мне Чаплин нравится больше, но смотреть Китона надо тоже и обязательно. Это интересно.


Три эпохи - Three ages


Год выпуска: 1923
Хронометраж: 63 минуты
Режиссер: Бастер Китон (Buster Keaton) и Эдвард Ф.Клайн (Edward F. Cline)
В ролях: Бастер Китон, Маргарет Лихи, Уоллес Биири и др.

Пещерные люди у входа в пещеру. Молодого прогоняют, а двое постарше, взяв по одной женщине, удаляются восвояси. Молодой отправляется в путь.

У входа в другую пещеру стоит фейс-контрольщик: молодой достает из-под шкуры, в которую он обернут, каменную плиту, говоря, что это его членская карточка. Охранник показывает карту хозяйке - та разрешает молодому войти. Оказывается, это гадалка, у которой герой хочет узнать, любит ли девушка ВиДжи только его. Гадалка ставит на каменный стол с символами черепаху, и та ползет к символу солнца. Герой уже радуется этому хорошему знаку, но тут черепаха кусает его за палец.

Рим. Один богатый римлянин в доспехах выезжает из дома с охраной на шикарной колеснице куда-то. Далее - молодой герой, тоже в доспехах, выезжает по делам, посмотрев перед этим на наручные солнечные часы (этот и подобные гэги любят и в современных американских комедиях). Его колесница запряжена 2 лошадьми, ослом и мулом. Богатый останавливается у прекрасной девы, преклоняется перед ней и общается с ней. Подъезжает бедный - на его колеснице сзади прикреплено запасное колесо, как на джипах - и останавливает свой транспорт у таблички с надписью на латыни "Нет парковки". Его прогоняют, он перепарковывается и... отстегнув ключом свой шлем, надевает его на колесо, как противоугонный "башмак". Прибегает к той же деве, но пока богатый распинается перед ней, бедный просто берет и целует ее руку. Оба хватаются за мечи, но проходивший мимо упитанный здоровяк вынес вердикт: кто выше по рангу в армии - тому и девушка. Бедный удаляется в печали, просит помощи у старца, сидящего неподалеку. Тот дает ему кубок, в котором лежат игральные кости - и герой выбрасывает их раз за разом. Четверо слуг богатой римлянки, несшие ее куда-то, увидев игральные кости, решают, что это что-то типа казино - и, бросив хозяйку, бегут играть с героем.

Современность. Девушка ждет кого-то. Американец едет на дорогой машине по дороге, обгоняет бедного на более дешевой. Богач говорит что-то нелицеприятное конкуренту и обгоняет его. Попав в первую же яму, машина бедняка разваливается на части, и он бежит к любимой на своих двоих. Богач уже там, но герой зовет его якобы к телефону, а сам общается с девушкой. И так они пикируются достаточно долго: пока богач общается с ней, сидя на диване, бедный герой подсаживается рядом на стуле, и т.д. Входит отец девушки, оба мужчины кидаются к нему, но тот заявляет, что решение о замужестве девушки полностью зависит от ее матери: эдакой по-мужски одетой бой-бабы. Она явно прагматик, и потому сообщает, что счатье дочери лежит в руках того, у кого есть деньги на ее счастье. Оба предъявляют чековые книжки: у богача книжка "первого национального банка", а у бедняка - "последнего нацбанка". Мама ведет обеспеченного жениха к дочке, бедный удаляется, гадает на ромашке - но и гадание ему не удается, так как сидевшая на цветке пчела его жалит.

Обратно в доисторические времена. Герой играет дубинами в гольф, замечает любимую, но она бежит в объятия своего пещерного мужчины. Тогда парень идет к первой попавшейся девушке, желая вызвать ревность у дамы своего сердца. Но та, к кому он подкатывает, оказалась гигантского роста и недюжинной силы, и поэтому когда он пытается за волосы утащить ее в пещеру - она встает и вламывает ему.

Снова Рим. Бедный герой поет песни, играя на арфе под балконом любимой. Его соперник рядом с ней - и сбрасывает ему на голову кувшин. И тут мимо него проходит красавица, явно старающаяся соблазнить его. Герой замечает, что любимая с балкона смотрит на него, и решает подыграть прохожей. Но только он тянется ее поцеловать как она... начинет бороться с ним - греко-римская борьба, однако! Несколько раз перекинув парня через себя, она добивается признания себя победительницей, и герой убегает.

Современность. Бедняк видит любимую на улице, бежит к ней. Но богатый конкурент уводит ее в ресторан, куда за ним следует и герой. Там он садится за ближайший столик, в графине которого мужчина с соседнего стола держит водку, подливая ее себе втихаря. Не смотря в меню, герой заказывает что-то, попивает "водичку" - стакан за стаканом.. смотрит на пассию - а конкурент-то вовсю ее охаживает. С горя парень пьет все содержимое графина, замечает одинокую девушку за столиком рядом, идет к ней. Но она не обращает на него внимания, прихорашивается. Герой достает свои бритвенные принадлежности и тоже начинает "прихорашиваться", забрав зеркальце у девушки. Приходит сосед, который и был с этой девушкой - выгоняет героя за его стол. А пассия уже танцует со своим бойфрендом. Парню приносят заказ - краба, он же, взглянув на него, не на шутку пугается. Не сумев вскрыть краба, герой по пьяни засыпает на столе; богатый ухажор в это время пишет записку девушке с соседнего от героя стола, якобы от имени героя. Само собой, бумажка попадает в руки соседа, и текст ее оскорбителен: мол, отделайся от своего толсторожего ухажора и давай погуляем вместе. Сосед вламывает герою, и тот, не понимая что происходит, на автопилоте уходит из ресторана, и когда ему подают такси, он проходит машину насквозь, дает таксисту деньги за проезд и уходит вдаль.

Снова пещерные времена. Герой прогрессирует - он уже целует ручку любимой, но тут приходит ее мужчина. Прогоняет девушку, назначает дуэль обидчику. Поняв, во что встрял, герой бежит к девушке-клинописчице, которой диктует свое завещание - ведь драться придется с очень сильным мужиком, и наверняка тот его убьет. Перед дракой секунданты выбирают дубины из предлагаемых им, оппоненты следят за этим. В драке герой проигрывает, но вдруг видит возможность вставить в дубину камень - и оглушает ударом усовершенствованной дубины противника. Но только он уходит победителем, как его враг приходит в себя, замечает камень в дубине, догоняет героя, и секунданты обиженного мужика привязывают героя за ноги к хвосту слона. Животное уходит, утаскивая за собой героя.

Рим. Эта часть начинается со всегда актуального стеба над гидрометцентром: ученый римлянин, выполняющий роль гидрометцентра, пишет на доске прогноз погоды - "Тепло и сухо". Выходит на улицу повесить прогноз - а там метет метель! Он пишет "снег" и убегает. Бедный римлянин в это время выходит под руку с прекрасной девой, ей холодно из-за снега, и он обнимает ее, укрывая своей накидкой. Но тут они сталкиваются с богатым конкурентом героя - и тот назначает ему дуэль на колесницах на арене. Богач уехал, а бедняк, подумав над своей судьбой, замечает, что снег кончился, и.. заменяет колеса своей колесницы на лыжи! Полдень следующего дня, арена. Богач выезжает на своей колеснице, а бедняк... на своей, но запряженной собаками, а сама колесница - на лыжах. Все смеются, но старт гонкам дан. Пока богач вязнет на своей повозке в снегу, молодой римлянин обгоняет его на собаках. Помощница богача бросает кошку на пути бедняка - и собаки бегут за кошкой, но, поймав, герой вешает ее на копье и держит так, чтобы та была прямо перед носом собак. Его лыжная повозка оттого несется только быстрее - и он снова обгоняет богача. И побеждает! Богач требует отменить результаты, но его высмеивают. Когда же бедняк идет к своей любимой, подельники богатого встречают его и подводят к дыре в полу, через которую тот падает в клетку ко льву.

Современность. Герой выходит из здания газеты "Дейли Ньюс", на машине подъезжает девушка, и он, и мужчина более высокого роста и более ухоженного вида, подходят к ней, приглашая красавицу на футбольный матч, который состоится вскоре (о чем говорит объявление на стене). Обиженный герой сообщает девушке, что этот мужчина даже не игрок - он всего лишь тренер одной из команд. Но как только юная леди уезжает, обиженный мужик переклеивает фамилии в объявлении так, что получается, что на матче он стоклнется лоб-в-лоб с героем. Во время игры здоровяк сразу вырубает героя, и когда тот без сознания лежит на поле, его враг поднимает его, ставя на поле снова и снова - вводя его в игру. И каждый раз, когда команды сталкиваются (это американский футбол) - здоровяк по новой бьет героя. В конце концов последний приходит в себя и даже приносит своей команде победу. В раздевалке противник подкладывает в карман герою бутылку алкоголя, и доносит полисмену, что у героя - алкоголь. Тот хватает парня, а на прощание его враг показывает газету, где уже опубликовано объявление о свадьбе Уоллеса Биири (оппонента) и Маргарет Лихи (любимой героя) завтра в полдень.

Тем временем, в пещерные времена герой возвращается к пещерному городу из вынужденной "поездки" на слоне - слон все так же его везет, но в этот раз парню под зад попадают растущие на пути кактусы. Добравшись до пещеры, парень приходит как раз вовремя: девушку собираются выдать за его обидчика. Воспользовавшись заминкой мужиков, герой выдергивает любимую за руку с навеса над входом пещеры и убегает с ней. Погоня. Взобравшись на скалу, герой отбивается от обидчиков камнями, но те тоже бросаются в него. Пока девушка продолжает бросать камни, герой спускается вниз (в это время его враг поднимается наверх). Парень дубиной перебивает помощников своего врага, и, воспользовавшись деревом словно катапультой, в миг оказывается снова на вершине горы и сбивает врага с ног. Взяв любимую за волосы, он тащит ее в пещеру - и она просто счастлива.

Рим. Богач замечает на улице девушку, за которую и борется с бедняком, приказывает своим воинам силой доставить ее к себе в дом. В это время бедняк спокойно себе живет-поживает в клетке у льва. Вспомнив, что как-то можно подружиться со львом, сделав что-то с его лапами, он принимается делать маникюр льву (лев, кстати, совершенно плюшевая ростовая кукла, в которой сидит человек - даже забавно). Довольный, лев пожимает руку герою. Девушку к этому времени уже привезли в дом к богачу. Проходивший в этот момент мимо дыры в полу над клеткой льва правитель Рима увидел героя в клетке и помог ему выбраться. Узнав, кто туда сбросил победителя заезда на колесницах, правитель разозлился. Тут прибегают слуги девушки жаловаться, что хозяйку украл богач. Но за ними появляются и воины богача, угрожая правителю оружием. Девушка не поддается уговорам обидчика; в это время герой бежит, побеждая хитростью всех солдат на пути, к ней на помощь. Попав в комнату к девушке и богачу, он побеждает последнего, обрушив на него своды строения (подкосив пару колонн) и убегает с любимой.

Современность. Попавший в суд герой обнаруживает в архивах суда фотографию своего врага, который оказывается преступником. Взяв ее, он сбегает. Девушку уже готовят к свадьбе, но парень несется к ней на помощь. У церкви герой дает деньги таксистам, и те встают так, чтобы герой мог перебежать из одной машины в другую незаметно. Выдернув девушку из рук жениха, он убегает с ней из церкви, садится в машину - все думают, что в первую, а на самом деле во вторую. И пока родственники жениха гонятся за первой машиной, герой уезжает с невестой, показав ей досье из полиции. Невеста целует парня, и тот просит таксиста отвезти их обратно в церковь - обвенчаться.

Пещерные времена - из пещеры выходит герой с женой и целой толпой детей.

Рим - аналогично, но герои выходят из дома.

Современность - аналогично, но герой выходит не с женой и детьми, а с женой и собачкой.

Отправить комментарий