Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto)

Великие фильмы легко отделить от преходящих - например, потому, что их темы, бывшие актуальными на момент создания картины, остаются таковыми и через сотню лет после. И это не только режиссер такой молодец - это мир вокруг нас все такое же дерьмо. Когда дело касается полиции и власть придержащих - тут и вовсе сплошная канализация. В принципе, о нравах недр сливной системы общества и повествует эта лента. Окунайтесь и осознавайте, что околофашистский киногерой из Италии 1970-х ничем не отличается от своего российского коллеги годов 2000-х.


Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений - Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto


Год выпуска: 1970
хронометраж: 112 минут
режиссер: Элио Петри (Elio Petri)
сценарий: он же и Уго Пирро
в ролях: Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан и др.

Главный герой фильма - молодой полицейский начальник Дотторе. Он получает повышение по службе, а "в свободное от работы время" решает убить свою красавицу-любовницу - не просто так, а для того, чтобы проверить - смогут ли коллеги-полицаи вычислить, что это сделал он, а если смогут - то посадят ли они его, или нет. Чтобы сослуживцам было проще работать, убийца специально оставляет на месте преступления все необходимые улики и даже сам вызывает полицию.

После этого спокойно идет на работу. И когда поступает вызов на место преступления, он же едет туда и с важным видом исследует квартиру убитой. Этот визит тоже не бесцелен - ведь тот факт, что полисмен бывал в квартире объясняет наличие отпечатков его пальцев и прочих "улик" повсюду!

Расследование идет, но коллеги сами отсекают любые мысли, пошедшие в правильном направлении - эдакая самоцензура, крайне свойственная той же современной России, например, в самых разных областях жизни. Герой откровенно скучает: ему не хватает острых ощущений. И он всячески старается помогать следствию, и даже заставляет случайного прохожего, встреченного у магазина галстуков, пойти в полицию и рассказать о встрече с ним. Но даже когда этот мужчина приходит в участок, и даже когда он встречает сеньора Дотторе и опознает его, все коллеги инспектора накидываются на несчастного, и тот в итоге уже готов дать любые показания, лишь бы от него отстали.

Все настолько стараются оградить себя от правильного хода мыслей, что следствие не движется. Мало того, героя повышают, дав должность главы политической полиции. Там, едва став начальником, Дотторе толкает пламенную речь о том, что любой, кто позволяет себе слишком вольно думать и участвовать при этом в политической жизни страны, тот ничем не отличается от обычного преступника. Герой назначает главными врагами коммунистов и анархистов, раскланивается и уходит по делам - за ним семенит целая толпа псевдопомощников-прихлебателей.

Но расследование дела не дает покоя герою, и в конце концов, когда уже и самому последнему идиоту понятно, кто здесь убийца, но героя все же не арестовывают, он доходит до того, что сам пишет чистосердечное признание в содеянном и отправляет его своему начальству.

Но даже когда Дотторе готов понести заслуженное наказание, оказывается, что вся эта ущербная система не готова к публичной демонстрации своей ущербности, и потому к герою направляется целая делегация из мужчин в дорогих костюмах затем, чтобы... пожурить его, поругать, и замять дело.

Подобная развязка становится сюрпризом даже для Дотторе - ведь он ожидал, хотел совсем другого, а в итоге все вышло совсем иначе. Но что поделать - оправившись от ужасной душевной раны, герой поправляет костюмчик и все - он снова готов вершить великие дела!

Внимание, вопрос: есть ли хотя бы 10 отличий в поведении героя фильма и в поведении чиновников и служителей закона в России?

Отправить комментарий