Шантаж (Blackmail)

Первый фильм Хичкока, выпущенный в двух версиях: немой и звуковой. Для английского кино это вообще первая говорящая кинокартина. Причем, что забавно, беззвучная версия оказалась более востребованной зрителем. Причины популярности "Шантажа" мне непонятны: любая другая картина Хичкока - гораздо интереснее. Но для зрителей того времени, похоже, это было настоящее откровение.

Шантаж - Blackmail


Год выпуска: 1929
хронометраж: 84 минуты
режиссер: Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock)
сценарий: Альфред Хичкок (адаптация пьесы Чарльза Беннетта)
в ролях: Энни Ондра, Джон Лонгден, Сайрил Ричард и др.

История крайне проста и незамысловата: полицейский Френк Вебер ссорится со своей девушкой Элис, уходит без нее в кино, а она устраивает себе свидание с неким художником. И тот, пригласив девушку в гости, пытается ее изнасиловать, но героиня его убивает. Расследование ведет Френк - и он же скрывает единственную улику с места преступления - перчатку Элис, чтобы избавить ее от тюрьмы. Но другой герой - бывший убийца - застает Вебера и Элис за обсуждением сокрытия улики и шантажирует их. Впрочем, вскоре он сам становится подозреваемым и погибает при попытке сбежать от полиции. Вуа-ля: все довольны, убийство сошло с рук.

На мой вкус, это как раз и есть тот самый случай, когда сценарист делает финт ушами под названием "бог из машины": т.е. вот есть ситуация, законный и логичный выход из нее особо не придумаешь, поэтому... А ДАВАЙТЕ шантажист окажется сам бывшим убийцей, и именно его вспомнит домовладелица, в чьем доме и замочили человека? Точно! Это ж гениально! Ура!

Если вы попробуете написать такую туфту на любом сценарном курсе ВУЗа, я думаю, в лучшем случае, вас отправят переписывать заявку, а в худшем поставят "неуд". Потому что это просто смешно: ситуация разрешается сама собой, героям для этого вообще ничего не надо делать - главное помучаться на экране энное время, дождаться часа Икс, когда длань Божья сама разрулит все проблемы - и потом, самую малость помучавшись угрызениями совести - продолжить свою мирную повседневную жизнь.

Возможно, именно правда жизни: "от преступления уйти можно и нужно!" - и нравилась зрителю? Это позже уже пошла установка вида: crime does not pay - т.е. нарушение закона не стоит свеч, не надо преступать закон! А тут - вперед! Лишь бы улики скрыть да на подходящего свидетеля скинуть всю вину. По-честному: времени, потраченного на этот фильм, откровенно жаль.

Отправить комментарий