Пышка

Преподаватели ВГИКа рекомендовали смотреть не все фильмы, снятые на Земле, а вполне определенные. Но даже это сокращение списка лент не поможет откреститься от бессонных вечеров и ночей у экрана - ведь гуру предлагают увидеть аж несколько сотен лент, и это далеко не всегда короткометражки. Развернутые их описания я пишу, скорее, для себя, чем для вас. Но если вам пригодится - буду рад. Один обзор - один фильм.

Пышка

Год выпуска: 1934
хронометраж: 69 минут
режиссер: Михаил Ромм
сценарий: он же, на основе произведения "Пышка" Ги де Мопассана
в ролях: Татьяна Окуневская, Фаина Раневская, Г. Сергеева, А. Файт, П. Репнин, А. Горюнов, В. Осенев и др.

Еще один из представителей эпохи немого кино. Впрочем, я смотрел версию, на которую в 1954 году наложили музыку, звуковые эффекты и голос диктора - так фильм определенно стал живее и более приемлем для современного зрителя: ведь не секрет, что ритм жизни (и кино) с годами меняется. На многих старых лентах сейчас просто засыпают. Но если вы имеете отношение к малобюджетному производству - очень советую "Пышку" не пропускать.

Сюжет таков: группах из 9 граждан Франции во время войны с Пруссией едут на большой пассажирской карете - каждый по своим делам. Тут и торговец вином, и монашки, и пр. По пути им попадается Пышка - известная местная проститутка, которая подралась с немецким военным, и теперь ей приходиться уезжать в другой город. По пути (а путь долог) все проголодались, но только у Пышки есть котомка с едой; девушка начинает есть, и все с завистью следят за этим. Она же оказывается доброй душой, и с радостью делится пищей со всеми попутчиками. Они, поначалу корча из себя сливки высшего света и кривя лицо из-за соседства с проституткой, все же соглашаются принять дар, и вскоре все пятидневные запасы еды дружно уничтожаются путешественниками.

Раздобрев после еды, все начинают нахваливать Пышку: какая она чудесная, настоящая француженка, настоящая патриотка - ведь она подралась с вражеским солдатом! А монашенки даже узнают в ней истинную христианку. Вот что с людьми делает пара кусочков курицы.

Остановившись в отеле, пассажиры узнали, что он уже захвачен немцами, и что дальнейшее их отправление будет зависеть от воли местного офицера. Немец же узнал, что Пышка - проститутка, и предложил ей переспать с ним, на что она ответила резким отказом. Наутро никто не смог выехать - офицер был против. Пышка рассказала, почему, и все в едином порыве поддержали ее протест. Но еще день, другой без выезда - и торговец начал понимать, что его сделка на грани срыва, прочие тоже не прочь поехать дальше, и Пышка стала чуть ли не их врагом номер один. Поняв, что одна ее ночь с немцем может открыть им дорогу дальше - все как один начинают убеждать Пышку, что она просто обязана это сделать. Ведь так поступают настоящие француженки, патриотки и, конечно же, христианки. "В конце концов, это же ваша работа!"

Наутро экипаж отпустили, да еще выделили конвоира, чтобы у путешественников не было проблем. Но бывшие соратники и лучшие друзья Пышки - люди высшего света - теперь уже не были добры с ней; они относились к ней с презрением; и когда энное время спустя все снова проголодались, оказалось, что лишь у Пышки не осталось запасов съестного (их съели в начале). Но никто с ней едой не поделился.. впрочем, нет, немецкий солдат оказался единственным, кто дал ей корку хлеба - все свое съестное богатство. Все попутчики Пышки же как были дерьмом, так и остались, да еще появили это максимально ярко - чтобы уж точно иллюзий не оставалось.

Одной из самых чудесных черт этого фильма является то, что по современным меркам его можно было бы окрестить "микробюджетным": из хоть сколько-нибудь серьезных декораций я бы смог припомнить лишь фойе отеля да комнату немца.. остальное же вполне делается на коленке или рисуется с друзьями на досуге. Все держится на гениальной режиссуре, операторской работе и игре актеров. Возможно, такие фильмы смотреть и не стоит, если вы занимаетесь съемками, так как всю оставшуюся жизнь будет хотеться оценивать свое творчество с позиции: "Я потратил в _цать раз больше средств, задействовал в эн раз больше актеров и массовки, реквизиторов, декораторов и пр. - но сделал ли я лучше, чем делали эдак за сто лет до меня?" - к сожалению, в большинстве случаев ответ будет "нет". Такие времена - такое кино.

Отправить комментарий