Путь в высшее общество (Room at the top)

В наши дни девочки и мальчики читают и смотрят всякий треш о жизни рублевских жен и тех, кто ими быть мечтает. Путь в высшее общество известен каждой, кто хоть раз видел фильм "Красотка": надо всего лишь переспать с правильно выбранным персонажем. Что неудивительно, идея не нова: впрочем, если "Красотка" - рекламный ролик проституции от первой до последней секунды, "Путь в высшее общество" - фильм примерно о том же пути, только с куда более глубоким рассмотрением темы.


Путь в высшее общество - Room at the top


Год выпуска: 1959
хронометраж: 115 минут
режиссер: Джек Клейтон (Jack Clayton)
сценарий: Нил Патерсон, Мордекай Рихлер
в ролях: Симон Сигнорет, Лоренс Харви, Хизер Сирс, Доналд Волфит и др.

Первое, что интересно в данном случае,- то, что герой фильма - мужчина. Или мужчинка, если посмотреть поближе. Он воевал, был взят в плен (чем, по его же словам, был только рад, т.к. лучше плен, чем шанс сдохнуть в окопах), в плену особо ни в чем не нуждался (по его же словам, умел договориться с охраной о лишнем пайке), и после освобождения вернулся в Англию, к разрушенному бомбами дому родителей и обычной небогатой жизни. Вот с этого история Джо Лемптона и начинается для нас.

В соседнем городке он получает работу, о которой его новый коллега говорит, что если пахать всю жизнь - с зарплаты можно купить себе полуразвалившуюся квартирку и обзавестись женой под стать жилью. Но у Джо свербит где-то пониже души - в районе пятой точки, и ему страсть как хочется богатой и гламурной жизни. Так как родиться тогдашним Тимати в обеспеченной семье парню не удалось, он быстро находит решение своей проблемы: увидев на улице Сюзан Браун, дочку самого богатого горожанина, владельца местного завода, он понимает - вот он, ключ к успеху! И начинает за ней ухлестывать.

Девушка же, между тем, абсолютно не избалована мужским вниманием - рядом с ней вьется лишь конкурент Джо Лемптона - герой войны, который тоже побывал в плену, но в отличие от Джо, успешно оттуда сбежавший. Но этот герой вызывает у Сюзан, скорее, отвращение и раздражение, чем симпатию. Поэтому пара абсолютно плоских, ординарных, банальных комплиментов, немного грубой лести - и девушка уже не в силах устоять перед "чарами" (сильно в кавычках) Лемптона.

Параллельно с гонкой за денежной девочкой, Лемптон играет в местном драмтеатре, где и знакомится со взрослой и крайне несчастной в браке Элис. Она лет на 10 старше Джо, и лет на сто его опытнее и мудрее в жизни. Впрочем, ей это не помогает - она влюбляется в Лемптона, и это даже взаимно. И пока Джо гоняется за будущими деньгами в лице Сюзан, Элис урывками получает порции его внимания и проводит с ним лучшие дни своей жизни в конспиративной квартирке, предоставленной ее лучшей подругой. Впрочем, злые языки говорят, что муж Элис изменяет ей давным-давно, так что совесть ни капельки не гложет женщину.

Тем временем, родители Сюзан пытаются найти способ не дать развиться любви, и отсылают дочку подальше - в путешествие, а мистер Браун через свои каналы делает так, чтобы Джо предложили очень хорошую позицию на заводе в его родном городке - чтобы у парня был повод переехать обратно домой. Но он оказывается принципиальным в своей беспринципности - и услышав, что должность ему прочил сам Браун, лишь расстраивается и решительно отказывается. К тому моменту, когда Сюзан вернулась из тура по Европам, Джо сильно рассорился с Элис. Впрочем, ему только это и надо было - теперь он может добить девочку псевдо-ухаживаниями (что он и делает).

Вскоре он уже успешно внушает ей, что любит ее, она уже уверена, что это любовь до гроба (по яркости и бессмысленности чувств очень напоминает классику литературы, где молодые особы через 5 секунд уже понимали, что вот этот вот проходимец - любовь всей их жизни). Джо убеждает Сюзан, что первое, что любящая девушка обязательно сделает для любимого - это секс. Нехотя она соглашается, но сразу после этого Джо куда-то пропадает и старается все время проводить на работе - лишь бы не видеться со своей "любимой". Между тем, мысль "Кто хочет стать миллионером?" - мучает его. У него тяжкий выбор: добиться-таки свадьбы с Сюзан и добраться до желанного миллиона, или вернуться к Элис, которую он на самом деле любит, и жить "в бедности, пока смерть не разлучит нас".

Почему-то преподаватели особо выделяют сцену, когда герой пишет "1 000 000" на бумажке, и на последнем нуле у него ломается грифель карандаша - мол, вот как сильно переживает герой! По мне, так это что-то из серии развлечений садо-мазохистов в закоулках района красных фонарей Амстердама - жесть какой сложный выбор, образчик вышей точки развития типичной рублевской жены на одну ночь. Но (надо же) герой делает выбор - он бежит к Элис! И вроде бы жизнь удалась, и герой морально и умственно развился хотя бы до уровня неандертальца, но..

Но тут (та-да-да-даммм!) оказывается, что сексоваться-то Джо умеет, а предохраняться - вовсе нет. И поэтому Сюзан... беременна! Узнавший об этом отец, мистер Браун, пытается всячески (и мытьем, и катаньем) убедить нерадивого Джо в том, что "сделал дело - женись смело". Джо уже не нужен берег турецкий - то есть, миллион. Он не хочет ни Сюзан, ни денег - ему подавай любовь до гроба. Но Браун умеет давить - и находит способы объяснить мужчинке, что замужнюю Элис лучше оставить ее мужу, а вот Сюзан взять под руку и пойти с ней под венец.

Пережившая расставание с Джо во второй раз, Элис ударяется в пьянку, и в итоге погибает в автокатастрофе. Жизнь Лемптона тоже не сахар - его избивает в подворотне какая-то шайка. Но верный друг и коллега героя спасает его. В итоге Джо Лемптону ничего не остается, кроме горя, полного горя - жениться на какой-то там очень красивой молодой девушке, искренне его любящей, наследнице самой богатой семьи в городе. И жить ему теперь с миллионом до конца дней.

Вот этим вот неудовлетворением полученным результатом "Путь в высшее общество" в лучшую сторону и отличается от "Красотки": здесь зрителю хотя бы объясняется, что "все, что блестит - не золото", и даже кажущийся идеальным путь ведет если и наверх (формально), но на самом деле - глубоко вниз. Проститутки оказываются богатыми и счастливыми лишь в лице героини Джулии Робертс, а в обычной жизни, увы, они становятся мало кому нужными уродинами. И будь это проститутка, торгующая своим телом, или проститутка, продающаяся тому, кто больше платит - это все равно именно проститутка. А когда это еще и мужчина - совсем беда, т.к. древнейшая профессия превращает его в мужчинку.

Стоит ли смотреть этот фильм? Конечно - желательно вместо "Красотки".

Отправить комментарий