Повелитель мух (Lord of the flies)

Начните разговор с молодым современным зрителем - и об этом фильме можно даже не упоминать: стопроцентно гарантированно, что он его не смотрел. Если же очень хочется объяснить, о чем кино - просто скажите: "А ты смотрел "Королевскую битву"? - и общий язык сразу же будет найден. Все-таки чем больше смотрю классики, тем больше понимаю, что нового в наши дни создается невероятно мало. Вот ноги "Королевской битвы", например, растут из Повелителя мух. Этим самым ногам обзор и посвящен.

Повелитель мух - Lord of the flies


Год выпуска: 1963
хронометраж: 87 минут
режиссер: Питер Брук (Peter Brook)
сценарий: он же по одноименной книге Уильяма Голдинга (William Golding)
в ролях: Джеймс Обри, Том Чапин, Хью Эдвардс и др.

Сюжет столь же прост, сколь и мрачен: энное количество детей лет 7-14 во времена второй мировой после крушения корабля попадают на необитаемый остров, что они осознают достаточно быстро. Впрочем, на первый взгляд, им повезло: один из героев - Ральф - оказался на редкость умным парнем, и он понимает, что необходимо организовать и поддерживать сигнальный костер - чтобы поисковая группа всех нашла и спасла. Он за пару минут организовывает демократические выборы, в ходе которых почти все голосуют за него - и он становится Главным.

Но жизнь не была бы жизнью, если бы в разумные планы не вмешалось уязвленное самолюбие антагониста - Джека, ярко выраженного альфа-самца,- которого не выбрали Главным, но который уж очень хотел быть выбранным. И последний решил идти наперекор всем решениям избранного президента, тем более, что его одноклассники оказываются весьма брутальны - и вся команда Джека становится охотниками. В первую же вылазку в лес они убивают кабана, которым и кормят всех обитателей импровизированного лагеря. Конфликт обостряется: ведь Джек теперь выступает с позиции силы, а Ральфу нечего противопоставить недругу, кроме изначальной идеи - разжечь и поддерживать костер. А учитывая то, что разные дети видели в лесу какого-то страшного зверя,- герою нечем ответить на смелое заявление охотника: "А мы убьем зверя".

"Племя охотников" отделяется от племени "Ожидающих спасения у костра", и отправляются в другую часть острова, где и поселяется среди скал в природной каменной цитадели. Большая часть детей решает присоединиться к сильным охотникам, у которых, плюс ко всему, постоянно водится свежее мясо; оставшийся в меньшинстве Ральф на пару со своим другом Хрюшей (парнем-толстяком, обладающим уникальной вещью - очками, при помощи которых и разводили костер) остается горевать на своей территории.

Все попытки Ральфа образумить товарищей по несчастью терпят фиаско. Один из маленьких детей в одиночку уходит в лес и находит там того самого "зверя" - им оказывается разбившийся парашютист в шлеме. Он бежит, сломя голову, обратно, но прибегает к лагерю охотников. Те, будучи в эйфории после очередной охоты, принимают шорох в кустах за приближающегося зверя, накидываются и убивают ребенка. Но даже это убийство ничего не меняет в их поведении: все дружно решают, что это был несчастный случай, и никто не виноват. Мало того, охотники выкрадывают у Хрюши его очки. Ральф с толстяком пытаются образумить сторонников анархии еще раз - но пока герой разбирается со своим главный недругом, охотники помоложе сбрасывают камень на Хрюшу, и тот погибает.

Ральфа по секрету предупреждают, что Джек приказал наутро убить и его; и хотя Ральф и пытается спрятаться - его с легкостью находят, и начинается погоня. Продравшись сквозь джунгли, он выбегает на другую сторону острова, где его почти нагоняют убийцы, но тут.. он натыкается на высадившуюся на остров поисковую команду. Такой вот весьма условный happy end.

Когда я смотрел этот фильм, первое, что пришло мне на ум - ВГИКовские лекции по литературе, на одной из которых весьма подробно разбирался "Робинзон Крузо". Если попытаться сильно вкратце сравнить эти произведения, то получается забавная штука: если Свифт своим литературным трудом решил показать, что человек, помещенный в естественную среду, лишенный благ цивилизации, эту самую природу преображает, изменяет под себя, и сам не становится дикарем, то в "Повелителе мух" все ровно наоборот - переход детей от подчеркнутой цивилизованности и образованности к тотальному хаосу и беззаконию столь скоротечен, что любой Крузо позавидовал бы. И если у Робинзона еще есть какая-то "дорогая назад" (во всех смыслах), то у героев данного фильма такой дороги нет. Столь вопиющая безысходность, если честно, давит. И если та же жестокость "Королевской битвы" как-то обоснована предысторией, то в данном случае ужас заключается в том, что единственное обоснование чуть ли не мгновенной деградации - это то, что под властью ужаса и одиночества герои всего лишь сдаются самым худшим сторонам своего "Я". И хуже всего то, что до попадания в подобную ситуацию никто и никогда не может точно сказать - будет с ним то же, что было с этими детьми, или же он сможет пойти по пути героев того же сериала "Остаться в живых" (Lost).

Отправить комментарий