Обыкновенный фашизм

Преподаватель литературы ВГИКа нам постоянно твердил: произведение всегда больше, чем его автор. Данный фильм доказывает это еще раз: ведь Ромм снимал фильм про фашизм, а получилось не только про него. Получилось-то кино про СССР, и - местами - даже про современную Россию и современные США, и прочие страны. По сути, мало что меняется в жизни мира - к власти почти всегда приходят неудавшиеся художники, бывшие ефрейторы, и пытаются получить от своей власти все, что могут. Исключения редки и приятны. Но чаще редки, чем приятны. А фильм этот смотреть стоит, хоть местами от него прямо-таки пасет совковой пропагандой (но хорошо, что в таких местах можно просто выключить звук).


Обыкновенный фашизм


Год выпуска: 1965
Хронометраж: 138 минут
Режиссер: Михаил Ромм
Сценарий: он же, Майя Туровская, Юрий Ханютин
В ролях: население разных стран в разных ролях - от мирных жителей до солдат, т.к. фильм документальный.

Глава I

Фильм начинается с детских рисунков: веселый кот, голодный кот, грустный лев.. и так далее. Диктор рассказывает о том, что с детства человек тяготеет к творчеству. Далее показывают материалы, снятые скрытой камерой - как именно абитуриенты ждут результатов вступительных экзаменов: их лица до и после опубликования результатов. Кто-то плачет от разочарования, кто-то радуется поступлению.Показывают людей, ждущих друг друга на площадях, улицах, у автомобилей.. и людей, только что встретившихся. Это было в Москве.

Теперь в кадре - Варшава. Снова детские рисунки: выставка "Моя мама самая красивая".

Берлин. Дети и молодые мамы в кадре. Москва - аналогично. Мирная размеренная история резко прерывается фотографией фашистского солдата, в упор расстреливающего мать с маленьким ребенком. Крупный план светлых глаз маленькой девочки, склеенный встык с фотокадрами убитых детей, трупы которых свалены в одну яму. Режиссер показывает музеи, созданные на базе бывших концлагерей: заборы, бараки, надписи на стенах, оставленные современными туристами, печи в крематории, ванна начальника крематория. За стеклом лежат тонны женских волос, тысячи протезов, детских ночных горшков. Аккуатный холм в кадре на самом деле сложен из пепла и костей миллионов человек.

Архивные кадры - Гитлер едет на машине по Берлину, и жители его приветствуют. Военные выстроились в колонны, все приветствуют Адольфа известным жестом. Фюрер заходит на помост и садится в единственное стоящее на помосте кресло - все остальные вокруг стоят.

Глава II. Майн кампф или как обрабатывают телячьи шкуры.

Показывают немецкий городок, где изготовили уникальный экземпляр книги "Майн кампф" - со страницами из телячьей шкуры, созданный на старинных станках. Все работавшие над книгой были проверены до десятого колена.

Бригада немецких горняков добывает руду, из которой изготавливают переплетные листы. Книг делали так, чтобы она прожила 1000 лет - именно столько должен был продержаться Третий Рейх Адольфа Гитлера. Книгу упаковывают в специальный саркофаг и помещают в мавзолей.

Глава III. Несколько слов об авторе.

Досье на Адольфа Гитлера: он был известен полиции с 1912 года - сын мелкого чиновника, неудавшийся художник, ефрейтор в Первую мировую войну. После войны - платный осведомитель спецслужб. Он вступает в национал-социалистическую рабочую партию, решив стать ее лидером, и его ораторские качества помогли добиться цели. В партию принимали всех и вся: от лавочника до уголовников. Показывают фотографии репетиций Гитлера перед зеркалом - из альбома его личного фотографа. Далее - кадры того, как он применял оттренированные навыки на публике.

В кадрах освящения знамен Гитлер уже работает с натренированно-серьезным лицом. Размах парадов сторонников Гитлера уже сравним с государственными военными парадами. Диктор рассказывает о старом императорском генерале Гинденбурге, относившемся не особо хорошо к Адольфу, но которому пришлось его назначить рейхсканцлером.

Гитлер в своем кабинете: сначала он ведет себя крайне почтительно со всеми. По улицам маршируют стройные ряды фашистских солдат. Панорама по статуе стального орла.

Глава IV. А в это время...

Кинематографисты запада в эти годы снимают мировое обозрение: английский король, бывший король Испании, король Норвегии на спуске корабля, королева Нидерландов спускается с яхты, шведский король играет в теннис, бывший император Германии Вильгельм II кормит уток, президент Франции в кругу семьи,.. и т.д.

Гитлер прибывает в оперный театр - кадры тоже из мирового обозрения, - где говорит небольшую речь в честь Гинденбурга. Кадры автогонок с многочисленными вылетающими с трассы машинами. 1934 год - танцы на сцене, напоминающие спортивный рок-н-ролл. Запись выступления знаменитого джазового певца, известной певицы того времени. Марлен Дитрих возвращается в Германию, занимается показом модной одежды. Кадры с конкурса на пропорции Венеры: девушки, выстроившись в ряд, становятся у трафарета с контурами тела идеальной девушки. Съемки того, как другие девушки боксируют друг с другом на ринге. Нью-Йорк: воздушная гимнастка перелетает по тросу от отного небоскреба к другому. Кадры с парада, на котором полицейские показывают обрабатывание дубинками чучел людей, от которых сразу идет переход к тем же движениям, но уже на реальных людях. Уличные беспорядки в Лондоне: главарь фашистов идет произносить речь, и лондонцы пытаются его избить, чему препятствует полиция.

Марсель, Франция - король Югославии Александр прибыл с визитом: застрелен в машине террористом, которого тут же застрелили полицейские - позже выяснили, что это убийство заказали из Берлина.

Глава V. Культура третьего рейха.

Факельные шествия после пришествия Гитлера к власти: трое суток ночных шоу, показывающих количество слабоумных в Германии (их можно было сосчитать по количеству факелов). Далее - сожжение книг. Речь Гебельса перед университетами, под которую студенты бросают в огонь книги. Академия наук - выступает все тот же Гебельс, вступление в должность нового президента Академии. Академия права - выступает Франк. Совещание сельских хозяев. Гитлер встречается с верхушкой своей страны.

Глава VI. Великая национальная идея в действии.

Панорама по черепам - кадры о том, какие пропорции черепа - "правильные", с объяснением, в каких странах живут обладатели правильных черепов. Дальше - весьма тошнотно-язвительная речь в духе наихудшего совка: под нарезку фото и изображений разных людей (Пушкин, Толстой, Эйнштейн и пр.) повествует о том, что это-де неправильные черепа. Кадры того, как Довженко вручает сталинские премии Пырьеву, Пирогову и пр. - в немецкой версии озвученные так, что, мол, вот как евреи делят между собой страну. По язвительности и неуместности комментариев фашистского и советского дикторов - 1:1. Речь Штрайхера. Кадры о расправе над евреями в Германии. Архивное видео о том, как должны совершаться правильные арийские браки: невеста входит к врачу, жених ждет, и врач объясняет ей, что надо проходить проверку на чистоту крови.

Кадры того, как немецкие солдаты проводят время в тех областях, куда их отправили для размножения. Назад к видео о правильном заключении брака - инструктаж завершен. Видео о том, как из дерева изготавливают детские люльки, которые вручали всем солдатам, отправляемым в увольнение. Кадры вручения немецкой девушке удостоверения, доказывающего, что она и ее ребенок - правильные.

Демонстрация-маскарад в Германии: солдаты в латах и доспехах, дамы в старинных платьях.. Доклад полиции Варшавы о том, что в их городе все евреи уничтожены поголовно. Фотодоказательства расстрелов.

Глава VII. Один народ, одна империя, один фюрер

Под звуки военного оркестра люди едят "общий суп": символ единства нации, солидарности гражданина со своим правительством. Гитлер посещает это мероприятие, опускает монетки в специальную банку - тоже часть традиции. Граждане Германии качаются под звуки музыки - стадами. Видео с соревнований по стрельбе из лука по движущейся мишени. Кадры из жизни Геринга: его встреча с Круппом. Семья Круппа, речь Круппа-старшего перед собравшимися. Гитлер на строительстве автобанов толкает речь, символически копает землю.

Промышленная выставка: подводные лодки, танки, самолеты, бомбы.

Глава VIII. О себе.

Фотографии Гитлера, картина Гитлера и Зигфрида, видеохроника из жизни Гитлера, он дает автограф. Снова фотографии с Гитлером. Гитлер во фраке обходит почетный караул; он же толкает речь перед собравшимися на каком-то собрании, еще одном, еще одном и т.д. Диктор за кадром цитирует разные высказывания Гитлера о том и сем: например, что славяне - раса рабов, а украинцев надо снабжать бусами.. Кадры о том, что Гитлер всегда держал руки на уровне паха - и о том, что вскоре все уже начали держать руки именно так.

Видео о Муссолини - именно он изобрел жест, позаимствованный Гитлером, он же делал все то, что затем повторил Гитлер: от саморекламы до факельных шествий. Марш солдат Муссолини перед Гитлером.

Глава IX. Искусство.

Гитлер на выставке скульптуры и живописи, на которой представлены картины с ним "в главной роли", скульптуры солдат, атлетического телосложения мужчин, изображения обнаженных женщин, и т.д. Мастерская Торака - ведущего скульптора третьего рейха.

Этот автор изготавливает монументы, масштабу которых и Церетели бы позавидовал. Статуя раба, голова победителя. Статуя Гете и Шиллеру, окруженная свастиками. Книжная выставка - все издания исключительно о Гитлере. Речь Гебельса о том, что и как писать. Театр Германии: выступление девушек перед зрителями, Мари Карок - главная звезда гитлеровского кино исполняет танец живота. Комический дуэт: две девушки танцуют и поют веселые куплеты. При всей язвительности диктора, на мой взгляд, мало чем отличается от песен дуэта продавщиц в советском кино.

Парады: люди разных профессий шагают в ногу - и военные, конечно же. Тоже вспоминается: "Смело, товарищи, в ногу..." Гитлер приветствует марширующие толпы.

Часть вторая

Глава X. Мы принадлежим тебе...

Дети третьего рейха. Детские рисунки, на которых даже в изображении папы и мамы узнается Гитлер. Прописи тех лет - первые слова в прописи "Хайль Гитлер". Стихи тех лет для заучивания наизусть: само собой, посвященные Гитлеру. Гитлер проходит вдоль рядов германской молодежи, толкает речь - дети ликуют. Те же пионеры, по сути, каковым, кстати, наверняка был и диктор, озвучивавший фильм. Превращение молодых немцев в немецких солдат. Запись того, как молодые солдаты дают клятву верности Гитлеру. Та же клятва - в исполнении медсестер и прочих работников.

Глава XI. А ведь была другая Германия

Архивные съемки Германии начала 1900х годов, революционных деятелей. Кадры с заводов - ода диктора простому немецкому рабочему. Не хватает только слов "Пролетарии всех стран, объединяйтесь". Впрочем, о вере в социалистическое будущее Германии диктор-таки упоминает. Фух, я уж думал, забудет. Кадры разгона рабочих демонстраций. Слепой рабочий на заводе. Рабочие делают оружие: от ружей до пушек. Марш рабочих по улице. Колючая проволока - лагерные бараки, в которых селили особо желавших свободы рабочих. Абсолютно то же самое, что в совке.

Глава XII. С массой нужно обращаться, как с женщиной.

Кадры с отдыха простых немецких горожан, жизнь города. Вдруг - оцепление улиц солдатами: фюрер прибыл. Похоже на ежедневное перекрытие дорог для проезда чиновников, разница лишь в том, что в России эти перекрытия дорог не вызывают восторга, а в Германии - вызывали. Простые люди приветствуют жестом Гитлера, он приветствует их в ответ.

Глава XIII. Фюрер приказал - мы исполняем.

Немецкие самолеты бомбят Испанию, Польшу. Статуя мыслителя Родена, статуя мыслителя 10 000-летней давности, наскальная живопись 20 000-летней давности. Кадры бегущих от бомбежек людей. Виды на разбомбленные города. Немецкие солдаты входят на атакованные территории; гражданские - за колючей проволокой. Пленные сгоняются в лагеря. Кадры немецких кинохроник о бравых солдатах. Утро 22 июня в Берлине - объявление о начале войны с СССР. Бомбометание по советским целям. Съемки жизни послевоенной Москвы - мирное время. Снова кадры начала войны - горящие дома, работают немецкие огнеметчики.

Глава XIV. Обыкновенный фашизм.

Военные немецкие кино- и фотохроники, кадры повешения людей, пыток и убийств. Фото немецких солдат на фоне массовых свалок трупов, повешенных людей - солдаты весело улыбаются, радуются жизни. Солдаты купаются в речке, в фонтане, лепят бабу из песка. Львовский погром: фотографии из официального отчета. Немецкие солдаты ловяткур в деревне, ощипывают их, варят, едят. Стадо коров гонят те же солдаты.

Поезд Украина-Берлин: первая партия продуктов с захваченной территории. Съемки магазина третьего рейха: полки ломятся от продуктов. Кадры из туристических маршрутов, в которые отправляли немцев: в том числе, с пешей прогулки по варшавскому гетто. Солдаты ловят детей, своровавших еду. Детские рисунки из разных гетто.

Толпы людей грузят в вагоны. Въезд в ворота концлагеря по железной дороге. Разгрузка эшелона в концлагере: процесс селекции - кому жить, кого уничтожать сразу же. Фото раздетых людей, которых толпами загоняют в газовые камеры. От эшелона остаются считанные проценты людей. Фото исхудавших от голода заключенных концлагерей. Фото из досье некоторых заключенных.

Дом коменданта лагеря. Он с женой и друзьями. Дневник лагерного врача - Йозефа Крамера, диктор читает выдержки из этого дневника. Съемка свалки обуви, оставшейся после уничтожения заключенных. Простые немцы приветствуют Гитлера. Фото наказания немцев, не согласных с режимом.

Глава XV. Конец третьей империи.

Хроники с подготовки немецких солдат к войне в зимнюю пору. Съемка пленных немецких солдат, с трудом переживающих русскую зиму: обмороженных, кутающихся в лохмотья. Советские войска идут в наступление, медсестры бинтуют раненых. Съемки 1965 года - встреча однополчан, еще молодых... ныне из них наверняка уже никто не остался в живых: жизнь в России для стариков хуже, чем в войну. Почему-то в этом уверен: унижения в войну меньше, и там от тебя хоть что-то зависит.

Речь Гебельса о невозможности капитуляции и о тотальной войне. Кадры войны, разрушения зданий, страданий мирного населения, убитых маленьких детей. Кадры с московского ипподрома 1944 года: стадо пленных немцев, на которых смотрят москвичи.

Восточная пруссия - советские солдаты уже идет по улицам городов. Видеосъемки простых советских солдат. Хроники Берлина тех времен - уже разбомбленного. Гебельc толкает речь о тотальной войне. Впервые - думающие лица немецкой публики. Клятва верности масс Гитлеру. Гебельс обходит строй молодых солдат. Женщины тренируются стрелять из фауст-патрона.

Последняя съемка Гитлера - он обходит строй мальчиков-солдат. Война уже в Берлине. Гитлер обещал народу, что лет через 10 никто не узает Берлин - и он не соврал.

Глава последняя, незаконченная.

ГДР. Берлин. Маленькие дети идут в школу. Виды мирного Парижа. Племянница Гитлера и зять Муссолини поют на сцене для публики. Каскадеры показывают авто-трюки. Художники придумывают новые способы создания картин. Конкурс на звание мистер Германия - культуристы показывают мышцы. Конкурс мисс западная Германия - модельного вида девушки дефилируют перед публикой.

Кадры обучения морской пехоты в США: звериный оскал солдат, тренировка работы с oружием. Комментарии в духе совпропаганды. Фотографии с маневров НАТО.

Снова видео о книге "Майн кампф". В 1965 - речь о том, что пора забыть о нацизме, ведь прошло 20 лет, и уже нет его. Нарезка разных шествий. Англичане бьют оратора Мосли. Профашистские надписи на еврейском кладбище, фотографии разных фашистских лидеров разных стран: США, Швейцария и т.д.

Демонстрация против ареста Рудольфа Гесса у Белого дома в США. Фотографии американских миллионеров, владельцев монополий, получивших прибыль с войны. Хроники со светского бала в Германии. Кадры из дельфинария. Демонстрация новых современных (на тот момент) ракет, взрыва ядерной бомбы. Кукольный спектакль для детей. Снова - новая военная техника: американские самолеты. Снова дети - портретные кадры детей. Один из детей играет с игрушечной двустволкой. Ребенок рассказывает сказку про курочку Рябу. В склейку - фотографии из личных дел заключенных концлагерей. На фоне звучит все тот же детский голос, рассказывающий сказку о Рябе.

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Меня

Меня интересует существовала ли данная книга в самом деле и если да то какова её судьба.(догадки и домыслы не недо только факты (догадок и домыслов у меня хватает у самого))
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Отправить комментарий