Новые времена (Modern times)

Преподаватели ВГИКа рекомендовали смотреть не все фильмы, снятые на Земле, а вполне определенные. Но даже это сокращение списка лент не поможет откреститься от бессонных вечеров и ночей у экрана - ведь гуру предлагают увидеть аж несколько сотен лент, и это далеко не всегда короткометражки. Развернутые их описания я пишу, скорее, для себя, чем для вас. Но если вам пригодится - буду рад. Один обзор - один фильм.

Новые времена - Modern Times


Год выпуска: 1936
хронометраж: 87 минут
режиссер: Чарли Чаплин (Charlie Chaplin)
сценарий: он же
в ролях: Чарли Чаплин, Полетт Годар и др.

Маленький чаплиновский бродяга на этот раз попадает в приключения во времена великой депрессии в США. В начале фильма он - обычный рабочий на конвейере, задача которого - в прямом смысле крутить гайки. Случайно в обеденный перерыв именно его выбирают в качестве подопытного кролика при испытании новой супермашины, которая, по идее, должна кормить рабочих без отрыва последних от производства. Само собой, эта машина сбоит, и супы, пюре, конфеты и пр. оказываются тщательно вылиты-размазаны на подопытном.

Но тут звучит сигнал - конец перерыва, рабочий день продолжается. Начальник все время требует увеличения скорости конвейера, и в итоге герой Чаплина трогается умом от того, как быстро приходится делать работу. Его отправляют полечиться. Но, стоило ему выйти из больницы, как он оказывается в голове колонны протестующих рабочих, да еще и с флагом, который он поднял, когда тот выпал из проезжавшей машины. Полиция арестовывает его как коммунистического главаря восставших рабочих и сажает в тюрьму.

В обед в тюрьме он случайно использует солонку, в которую один из заключенных спрятал кокаин, и герою Чаплина становится ну очень хорошо. Как раз в это время несколько зеков захватывают в плен начальника тюрьмы, но находящийся под наркотой герой Чаплина побеждает их всех и возвращает свободу охранникам и начальнику. За это его торжественно выпускают досрочно. Впрочем, ему это не особо нравится: вне тюрьмы нужна работа и деньги, а с этим - настоящая беда. И герой всячески пытается вернуться обратно в тюрьму.

Случайно он сталкивается с оголодавшей бездомной девушкой, отца которой убили во время одной из демонстраций рабочих, и которая теперь бегает от социальных служб, мечтающих упрятать ее в приют. Она крадет хлеб, но Чаплин берет вину на себя. Фокус на некоторое время срабатывает - и девушка убегает. Чаплин идет в ресторан, наедается от пуза, и затем сам вызывает полицию, показывая, что ему нечем платить, чтобы его снова посадили. В конце концов, его сажают в полицейский автомобиль, и там он встречает ту самую убежавшую девушку. Они вместе сбегают, и решают, что надо жить вместе. Для этого нужен дом, а, значит, работа.

Герой устраивается ночным сторожем в большой магазин, но сначала он кормит там свою девушку, затем - ворвавшихся ночью воров, которые оказываются его бывшими коллегами по цеху. Наутро его арестовывают и везут в полицейский участок. Через десять дней он выходит. Девушка приготовила ему сюрприз - она нашла холупу без жильцов, и это теперь их новый дом. Но тут герой видит газету с объявлением - заводы открываются снова! Он бежит туда, получает работу, но к концу дня рабочие снова начинают бастовать, и героя снова арестовывают как одного из зачинщиков бунта.

Еще через две недели он снова выпущен из полиции. Но за две недели его девушка уже стала певицей в модном ресторане. Она помогает любимому получить работу официанта там же. Затем его принимают за певца и заставляют исполнить номер на сцене. Он забывает все слова, но импровизирует - и это приводит публику в восторг. В это время полиция приходит в заведение, чтобы арестовать девушку, которую разыскивают социальные службы для помещения в приют. Герой сбегает вместе с ней, и они, держась за руки, уходят к горизонту по американскому хайвею, уходящему вдаль.


В этом фильме образ маленького бродяги используется в последний раз; и то, что "немой" бродяга в конце фильма поет, считается тем самым штрихом, которым Чаплин усиливает ощущение перемен: не только индустриализация общества меняет все, но и звук в кино. Сам фильм стал очерком Чаплина на тему великой депрессии, которую пережила страна - Чаплин считал, что виной этому явлению служит излишне активная модернизация производства. Отчасти поэтому этот его фильм снимался не по новым технологиям, а по привычным Чаплину - немым. И потом синхронно накладывались соответствующие звучки. А ведь на момент разработки фильма Чарли даже задумывался о том, чтобы сделать героя говорящим - и даже писал для него диалоги. Впрочем, хорошо, что он оставил привычного героя таким, каким он всегда был - бессловесным.

Самое замечательное - это то, что режиссер добивается той цели, которой и хотел добиться. Помимо политического подтекста и ряда прочих слоев, лично мне больше всего понравилась атмосфера, настроение, к которому приводит вас Чаплин - такая светлая, но все же грусть; оптимизм, но с грустной улыбкой клоуна. Это стиль и рукотворное чудо, которому не перестану удивляться никогда.

Отправить комментарий