Носферату: симфония ужаса (Nosferatu: Symphony of Horror)

Преподаватели ВГИК рекомендуют этот фильм к просмотру, и незря. Вообще, творчество режиссера Мурнау в целом более чем достойно восхищения: начиная с того, что он взял да основал независимую кинокомпанию в те времена, когда в Германии царствовала UFA, и заканчивая тем, что Мурнау, обожавший всякие ужастики и триллеры, погиб при крайне мистических обстоятельствах. Да и сам фильм "Носферату..." выжил чисто случайно: из-за нарушения авторских прав вдовы Брема Стокера крайне успешную картину подвергли сожжению. Вот, копия выжила - стоит ее посмотреть.


Носферату: симфония ужаса - Nosferatu: Symphony of Horror - Nosferatu, eine Symphonie des Grauens


год выпуска: 1922
хронометраж: 94 минуты
режиссер: Фридрих Мурнау (F.W. Murnau)
сценарий: Брем Стокер, Хенрик Галин
в ролях: Макс Шрек, Густав фон Вангенхейм, Грета Шредер, Александр Гранач, Георг Шнелль и др.

Первый акт. Главный герой - Томас Хуттер, работающий агентом по продаже недвижимости у весьма загадочного босса, о котором наверняка все знали только одно - "что он хорошо платит", получает предложение от начальника (мистера Кнока) прокатиться в Трансильванию - к некому клиенту графу Орлоку, желающему приобрести отдельно стоящий заброшенный домик где-нибудь в этом городке.

Томас, предвкушая скорую прибыль, срывается и едет, оставив свою жену Эллен на попечение верным друзьям. У жены, между тем, с самого начала зарождается дурное предчувствие - она не хочет, чтобы Хуттер куда-либо ехал.

Когда Томас в таверне недалеко от замка графа Орлока упоминает, что он едет именно в этот замок, все гости заведения оборачиваются. Владелец пытается переубедить парня - мол, оборотень воет, поэтому не стоит прямо сейчас ехать. Хуттер остается на ночлег в городе. За окном вовсю завывает верфульф, но для Томаса это все - лишь большое приключение. Он читает книжку о вампирах и прочей нечисти, в частности - Носферату, питающемся человеческой кровью. Это тоже лишь развлекает его, и он спокойно ложится спать.

Наутро Томас едет в замок графа, но пассажира высаживают вдали от замка, так как дальше возница ехать отказывается за любые деньги. Герой идет пешком, но его встречает странного вида карета с еще более странным кучером, и везет к графу. У входа в замок Томаса встречает еще более странный персонаж - собственно, сам граф. Он ругается, что Хуттер заставил его ждать, на дворе почти полночь, и все слуги уже спят. Впрочем, приглашает его войти.

Второй акт. Хуттер ужинает, граф читает письмо, доставленное гостем. Звонят часы, в которых роль кукушки выполняет скелет, и, засмотревшись на них, Хуттер режется ножом. Заметив это, граф подходит к гостю и слизывает кровь: думаю, даже по сегодняшним нравам это похлеще, чем когда президент целует в живот чужого мальчика. Молодого человека такой харассмент, само собой, шокирует, а вот графа ситуация только заводит - и он предлагает гостю еще немного "посидеть вместе", так как днем он спит, а вот ночь - самое лучшее для него время. Чуя неладное, гость все же не в силах отказаться. С восходом солнца она остался в полном одиночестве - что с ним делал кровелюбивый хозяин, остается за кадром, но отметины на шее у парня остались.

Он с охотой шикарно завтракает, идет на улицу, где пишет письмо возлюбленной, в котором жалуется на ужасных комаров, оставивших на его шее две отметины, и передает это письмо первому же проезжавшему мимо местному жителю. Ночью жизнь в замке вновь ожила - хозяин проснулся. Герой, объясняя ему что-то, случайно роняет медальон с изображением своей любимой, и граф мгновенно западает на "милую шею" жены Хуттера. Далее он сообщает, что собирается купить одинокий дом где-нибудь напротив дома Хуттера, и, похоже, последнего эта новость не сильно радует.

Ночью владелец замка вновь посещает героя - все с той же целью: приложиться к его шее. В то же самое время жена Хуттера Эллен, словно лунатик, выходит на балкон - она, похоже, чувствует неладное, происходящее с ее мужем. И чем более страшное происходит с ним, тем хуже себя чувствует его возлюбленная. К женщине зовут врача, но он не может поставить диагноз. На самом же деле она почувствовала дыхание смерти, исходящее от Носферату.

Наутро Хуттер отправился разузнать побольше: что же за кошмары ему снятся каждую ночь. В подвале в гробу он находит тело графа Носферату. Ночью он видит, как граф в одиночку запросто грузит тяжелые гробы на повозку, залезает в один из них, и уезжает из замка.

Хуттер тревожится за свою жену. Он связывает веревку из простыни, и убегает из заточения.

Тем временем, пара человек на плоту спускали вниз по реке те самые гробы.

Третий акт. Хуттер в больнице - его туда принесли фермеры, обнаружившие его у подножия горы. Он пытается сообщить медсестре о том, что в гробах - нечистая сила, но ей кажется, что он бредит.

Гробы же грузили на корабль, отправлявшийся в плавание ночью: в накладных они обозначались как "ящики с землей, для экспериментов". Вскрыв один из них, недоверчивые моряки обнаружили лишь землю, а перевернув ящик, они вытряхнули из него несколько десятков мышей.

В это время некий профессор Булвер демонстрирует своим ученикам свойства растений: на глазах изумленной публики цветок пожирает севшую на него муху. "Прямо как вампир, не правда ли?" - спрашивает преподаватель.

Чуя приближение Носферату, Кнок, владелец агентства недвижимости, стал сходить с ума - к нему вызывают врача, так как он начал бесноваться, убеждая всех, что кровь - это жизнь. На врача он и набрасывается при первой возможности, но охранник спасает врача.

Профессор продолжает объяснять ученикам особенности растений. Например, полупрозрачный полип с щупальцами, едва заметный, запросто проглатывает куда больший, чем он сам, организм.

Мистер Кнок продолжает свои сумасшедшие бредни: мол, пауки - тоже исчадие зла.

Эллен же постоянно посещает весьма готичный пляж, усыпанный надгробными крестами, в ожидании корабля с возлюбенным. Семье, в которой живет Эллен, приходит письмо от Хуттера, которое и относят на пляжекладбищенские просторы жене героя.

Хуттеру все еще нехорошо, но он уходит из больницы, чтобы быстрее добраться домой. И вот он спешит домой, в то время как корабль с гробами тоже движется к цели.

Мистер Кнок в тюрьме крадет из кармана охранника бумагу с объявлением о том, что в Трансильвании началась эпидемия странной чумы - симптом один и тот же: отметины на шее, после появления которых больные начинают вести себя неадекватно. Примерно то же самое происходит с одним из моряков на боту корабля с гробами: само собой, это восстающий по ночам Носферату питается чужой кровью. Вскоре вся команда на судне "заболела" той же странной болезнью.

Один из моряков решает разобраться со странным грузом: взяв топорик, он отправляется в трюм, и начинает крушить гробы. Но из одного из них восстает Носферату, и моряк предпочитает сбежать с корабля. Ночью носферату выходит на палубу и доедает последнего оставшегося в живых члена команды - так, он сам стал капитаном.

Четвертый акт. Эллен ждет своего мужа домой, пока Носферату и Хуттер спешат в сторону ее дома. Девушка чувствует приближение любимого, и решает отправиться к нему навстречу. Корабль прибывает в порт, и даже Кнок в своей темнице лезет поближе к окошку - посмотреть на прибытие хозяина.

Корабль сам прибыл в порт и сам пришвартовался. Из трюма вылез Носферату.

Кнок решает сбежать из тюрьмы, и накидывается на охранника.

Тут мы узнаем, зачем Носферату тащит с собой столько гробов: оказывается, вампиры могут черпать жизненные силы только из той проклятой земли, в которой их некогда похоронили.

Со своим самоваром, то есть гробом, подмышкой Носферату входит в город; Хуттер к тому моменту уже добирается, наконец, до своей жены. Но вампир поселяется в полуразрушенном доме неподалеку.

Прибывшая на корабль группа горожан обнаруживает последнего матроса у руля - уже мертвого. Кроме него на борту нет ни одной живой души. В бортовом журнале же указано, что при отправлении вся команда была на месте. При дальнейшем изучении журнала горожане узнают всю правду о распространении странного заболевания по кораблю в течение плавания. На десятый день пути капитан находит в трюме крыс, и решает, что они - источник чумы. Увидев слово "чума", все разбегаются по домам, запирают окна и двери. Глашатаи сообщают всем о чуме и о запрете на транспортировку любых больных в госпиталь в связи с этой напастью.

Пятый акт. Священник ходит-рисует кресты на дверях домов. Из дверей одного из них выносят гроб с телом.

Эллен читает книгу, которую с собой привез Хуттер: о природе Носферату и о том, чего опасаться. Хуттер застает ее за этим занятием, и это шокирует его. Жена указывает мужу на полуразрушенный дом напротив, жалуясь, что видит этот дом каждую ночь в своих снах.

В городе царила паника: никто не знал, кто еще здоров, а кто уже заражен,- по улицам несут гроб за гробом. Люди небезосновательно решают, что виноват во всех бедах именно Кнок, и решают разобраться с ним. Загнав Кнока на крышу, они забрасывают его камнями, но он сбегает.

Эллен вышивает картину с надписью "Я люблю тебя". Она вычитала в книге о Носферату, что лишь молодая дева, давшая ему добровольно своей крови, сможет его победить.

Кнок убегает от горожан за пределы города, они преследуют его.

Носферату смотрит в окошко на дом Эллен, она чувствует это, и идет навстречу взгляду вампира. Он идет к ней. Хуттер пытается уложить жену обратно - спать. Она просит его позвать Профессора Булвера. Но пока Хуттер бежит к профессору, Носферату пробирается в комнату к Эллен. Он накрывает ее своей тенью, и символически - тенью же - вырывает сердце из ее груди.

Горожане к тому времени уже схватили Кнока, а Хуттер добежал до Булвера. Только Носферату успел испить крови Эллен, как кричит петух. Даже Кнок, посаженный в темницу, понимает, что его хозяин попался - после крика петуха он не успеет попасть в подвал своего дома, в свой гроб. Солнце встает и поражает Носферату своим светом - от него остается лишь горстка дымящегося пепла.

Хуттер возвращается домой с Булвером, но его жена, пожертвовавшая собой, уже умерла.

Ах, да, и о мистической смерти самого Мурнау: говорят, что за несколько часов до смерти он зашел к гадалке (он вообще любил это дело..), и та, раскинув карты, сказал ему, что женщина с косой уже ожидает его: вот-вот нагрянет. Мурнау же, которому нужно было отправляться на очередную съемку, решил, что смерть не посмеет нападать на него при свидетелях, и потому попросил поехать с ним несколько человек. На одном из поворотов машину занесло, и единственным, кто вылетел из ее окна, разбившись насмерть, был именно Мурнау. Такие дела.

Отправить комментарий