На западном фронте без перемен (All quiet on the western front)

Преподаватели ВГИКа рекомендовали смотреть не все фильмы, снятые на Земле, а вполне определенные. Но даже это сокращение списка лент не поможет откреститься от бессонных вечеров и ночей у экрана - ведь гуру предлагают увидеть аж несколько сотен лент, и это далеко не всегда короткометражки. Развернутые их описания я пишу, скорее, для себя, чем для вас. Но если вам пригодится - буду рад. Один обзор - один фильм.

На западном фронте без перемен - All quiet on the western front


Год выпуска: 1930
хронометраж: 138 минут
режиссер: Льюис Майлстоун (Lewis Milestone)
сценарий: на основе романа Эриха Мария Ремарка
в ролях: Луис Уолхейм, Лью Эйрс и др.


Действие в фильме начинается в Германии времен Первой мировой войны, когда начальник тренировочного лагеря агитирует молодых парней записываться в ряды вооруженных сил во имя своей родины. Многие, воодушевившись, так и поступают, и попадают в тот самый лагерь. Там их кое-как кое-чему обучают - эдакий курс молодого пушечного мяса - и наскоро отправляют на фронт, на который они попадают чуть ли не с подножки поезда, на котором и прибыли. Всюду тела убитых и раненых, вовсю идет бомбежка, царит хаос. Добравшись до места назначения, ребята даже не получают пайков - еды на фронте давно нет, и каждый питается тем, что найдет.

Тем не менее, голодный молодняк посылают на ночное задание, и по пути водитель "приободряет" сослуживцев: мол, вряд ли вы до утра дотянете, но если вдруг дотянете - заберем вас. Одного из новичков убивают в первые же минуты вылазки... наутро оставшихся забирают назад, в часть. В части не лучше - в казармах царят крысы, особо впечатлительные сходят с ума, и в какой-то момент из-за очередного снаряда земля осыпается, засыпая насмерть еще несколько человек. Даже когда привозят еду - солдаты с трудом ее получают, отбивая пайки друг у друга, но только они садятся поесть - звучит сигнал к атаке. Впрочем, в этот момент как раз враг наступает; большую часть сил противника косят из пулеметов, но все же недруг врывается в немецкие окопы, и идет рукопашная схватка.

После битвы порядком побитый отряд одного из героев фильма возвращается к полевой кухне и требует еду, но им ее не дают, требуя, чтобы явился весь отряд целиком, в то время как их выжило около половины. Дело почти доходит до драки, когда старший по званию приказывает накормить солдат. Они накидываются на еду, и параллельно обсуждают причины этой войны и войн как таковых. Звучат самые разные версии и варианты решения проблемы - от злых до смешных; но в итоге друзья решают навестить раненного однополчанина, который учился с ними в том самом тренировочном лагере.

В медчасти они находят своего друга - несчастного, мучимого болью. Он жалуется, что пока он был под наркозом, его обворовали, а еще у него болит рука и нога.. он даже не знает, что они ампутированы. Но даже дружная попытка в беседе приободрить однополчанина терпит фиаско, когда один из друзей спрашивает у раненного, можно ли забрать его сапоги. Это расстраивает раненного еще больше, но перед тем, как потерять сознание, он разрешает взять сапоги. От боли, обиды, страха, злости - один из друзей с сапогами в руках выбегает из медчасти и бежит, куда глаза глядят. Потом он возвращается к однополчанам, и передает сапоги тому, кто и просил о них умирающего сослуживца. Тот очень рад, но в следующие несколько минут мы видим, что эти сапоги в течение нескольких батальных сцен переходят от одного солдата к другому, к третьему и т.д. - и каждый новый владелец снимал их с убитого предыдущего. В одной из битв один из друзей, Пол, убивает солдата врага, и это становится для него таким шоком, что он долго еще просит у бездыханного тела прощения, обещая сделать что угодно, лишь бы тот его простил.

В очередном наступлении Пола ранят, и он попадает в госпиталь, где оказывается и пара его друзей. Одному из них осколком снесло полчерепа, и потому он постоянно бредит, нога другого ампутирована, но он об этом до определенного момента даже не знает. Пола увозят из общей палаты, и все решают, что он умрет; но вскоре его привозят обратно живым.

Полу дают отпуск, и он едет домой, где болеет его мама. Вдали от войны, от линии фронта, сограждане позволяют себе самые вольные высказывания о войне и о солдатах, о том, какие они трусы и как надо воевать. Пол заходит в свою школу, и видит, что тот же начальник тренировочного лагеря все так же промывает молодым школьникам мозги, призывая их воевать за родину. Все это лишь еще больше вгоняет Пола в депрессию. Он возвращается на фронт, но там в живых осталось лишь несколько человек из его отряда. Он находит одного из старых друзей на поле боя, и пока они перекидываются парой слов, этого друга убивают. И хотя Пол относит его в госпиталь - друга спасти не удается.

Пол возвращается на передовую и, сидя в окопе, видит бабочку. Он тянется за ней, берет ее в руку, но в этот момент французский снайпер убивает его метким выстрелом. Это происходит в самый обычный день войны, о котором в газетах напишут: "На западном фронте все спокойно, без перемен".



Когда смотришь фильм, ощущение "хэмингуэйщины" даже менее сильно, чем когда описываешь сюжет. По сути, крайне похоже на "Прощай, оружие" - и по заложенной мысли, и по настроению, и по общей атмосфере бессмысленности, безысходности войны и бесперспективности жизни всех ее участников. Солдаты все так же считают, что "тех, кто начинает войны, нужно убивать в первый же день войны". Атаки и контратаки все так же уносят жизни; и шальные снаряды убивают даже там, где, вроде бы, безопасно. Городские жители в тысячах километров от линии фронта, как всегда, точно знают, как именно надо воевать и как правильно убивать врага, но почему-то сами не стремятся поехать и научить всех побеждать.. Фильм о том, что все идет по-прежнему. Люди все такие же молодцы и все такие же уроды; жизнь все так же хороша и все так же бессмысленна. Одна беда - сколько антивоенных фильмов ни снимай, желания пострелять друг в друга они никогда еще ни у кого не отбивали.

Отправить комментарий