Мистер Дидс переезжает в город (Mr. Deeds goes to town)

Преподаватели ВГИКа рекомендовали смотреть не все фильмы, снятые на Земле, а вполне определенные. Но даже это сокращение списка лент не поможет откреститься от бессонных вечеров и ночей у экрана - ведь гуру предлагают увидеть аж несколько сотен лент, и это далеко не всегда короткометражки. Развернутые их описания я пишу, скорее, для себя, чем для вас. Но если вам пригодится - буду рад. Один обзор - один фильм.


Мистер Дидс переезжает в город - Mr. Deeds goes to town


Год выпуска: 1936
хронометраж: 115 минут
режиссер: Френк Капра (Frank Capra)
сценарий: Роберт Рискин (Robert Riskin) на базе произведения Кларенса Бадингтон Келланда
в ролях: Гари Купер, Джин Артур и др.

Любители современных американских комедий наверняка видели относительно недавнюю (2002 года) и достаточно посредственную картину Стивена Брилла (Steven Brill) под названием "Мистер Дидс" (Mister Deeds) - в главной роли Адам Сендлер (Adam Sandler). Так вот "Мистер Дидс переезжает в город" - это оригинальная лента; и смотреть стоит все же именно ее.

Сюжет истории таков: живущий в далеком провинциальном городке Мандрейк Фолз парень по имени Лонгфеллоу Дидс, который подрабатывает сочинением текстов для поздравительных открыток, играет на трубе в местном оркестре и вообще ведет скромный образ жизни - так вот эта вот в хорошем смысле слова деревенщина вдруг получает от своего дядюшки наследство в 20 миллионов долларов (по тем временам деньги невероятные). Эту новость ему приносит в клюве адвокат покойного, Джон Седар, который и нашел Дидса в глухомани.

Осознавая, сколь неотесан Лонгфеллоу, адвокат просит своего помощника, бывшего газетчика Корнелиуса Кобба, держать журналистов подальше от наследника, чтобы тот не ляпнул чего, и это бы в газеты не попало. Впрочем, одна репортерша оказывается хитрее всех - Луиза Беннетт по прозвищу "Бейб": она узнает о том, что мечта Дидса о романтическом знакомстве - это спасти девушку из какой-нибудь беды; поэтому Бейб одевается поскромнее, и инсценирует собственное ограбление так, чтобы Дидс ее спас. Что он и делает. Мало того, будучи спасенной, она якобы падает в обморок с голода, что совершенно умиляет ее спасителя.

Втершись, таким образом, к нему в доверие, Бейб пишет серию статей, в которых высмеивает привычки и поступки Дидса, называет его "Золушкой". Параллельно бывший адвокат дяди пытается добиться от Дидса пописания бумаг, по которым он получит право управлять делами: так Седар сможет скрыть свои финансовые преступления. Но Лонгфеллоу оказывается не так просто: он легко отшивает и адвоката, и прочих прихлебателей, желающих дорваться до состояния. Постепенно он завоевывает уважение Седара и любовь Бейби; но тут Седар узнал о том, что это журналистка. Новость разбивает сердце Дидсу, который окончательно разочаровывается в нравах городских жителей.

И только он собрался уже плюнуть на все и уехать в Мандрейк Фолз, как к нему в дом врывается отчаявшийся фермер, и угрожая Дидсу оружием, обвиняет его в том, что он, богач, никогда и не задумывался о том, чтобы помочь бедным. И тут Лонгфеллоу понимает, как он может распорядиться деньгами: раздать бездомным и обнищавшим фермерам дома с землей, при условии, что они несколько лет обязуются возделывать эту землю.

Испугавшись такого начинания своего подопечного, Седар обращается за помощью к алчной родственнице покойного, на пару с которой они инициируют судебный процесс, цель которого - признать Дидса невменяемым. Это предательство еще сильнее усугубляет и без того дурное настроение Дидса, и он впадает в депрессию. На суде он самолично отказывается от защиты (что, по мнению присутствующих, чистое сумасшествие). А Седар привозит в суд соседей Дидса из Мандрейк Фоллз - сестер Фолкнер, которые в один голос заявляют, что он "немного того". Впрочем, Дидс приходит в себя и задает вопрос женщинам: "А кто еще немного того в нашем городе?" - и сестры во всеуслышание признают, что "все вокруг шизики, кроме нас с сестрой". Так, шаг за шагом, герой доказывает несостоятельность обвинений. Тут появляется Бейб и признается Дидсу, что искренне любит его. Судья заявляет, что подсудимый - самый вменяемый из всех, кого тут когда-либо судили. Суд выигран, Дидс - с любимой, Седар получает удар в рожу. Справедливость восторжествовала.


Фильм был удостоен премии «Оскар» - хотя бы за то, что в нем сценаристом и режиссером создан новый герой: честный, благородный, не поддающийся давлению желтой прессы, более сведущих в финансовых вопросах коллег дяди и т.д. Этот герой больше думает о людях, чем о преумножении состояния (что в принципе абсурдно в разрезе "американской мечты"),- и такое поведение оправдывает себя, когда в суде на сторону героя встают все те фермеры, которым он помогал.

Немаловажен и тот момент, что фильм снят и выпущен в прокат во время выборной кампании президента Рузвельта, шедшего на очередной срок — поэтому в каком-то очень отдаленном смысле данную работу можно сравнить с российской заказной лентой "Олигарх", повествующую о незаменимости и полезности типажа бизнесмена а-ля Березовский для России. В США почему-то данная лента считается комедией, хотя, на мой вкус, особо смешным фильм не назовешь. Местами милый, забавный - да, но не гомерически смешной. Впрочем, на самом деле хорошо сделанный и достойный внимания.

Отправить комментарий