Метрополис (Metropolis)

Преподаватели ВГИКа рекомендовали смотреть не все фильмы, снятые на Земле, а вполне определенные. Но даже это сокращение списка лент не поможет откреститься от бессонных вечеров и ночей у экрана - ведь гуру предлагают увидеть аж несколько сотен лент, и это далеко не всегда короткометражки. Развернутые их описания я пишу, скорее, для себя, чем для вас. Но если вам пригодится - буду рад. Один обзор - один фильм.


Метрополис - Metropolis


год выпуска: 1927
хронометраж: 123 минуты
режиссер: Фриц Ланг (Fritz Lang)
сценарий: Теа Габриэла фон Харбоу (Thea Gabriele von Harbou)
в ролях: Бригитта Хельм, Рудольф Кляйн-Рогге, Густав Фрёлих и др.

Фильм эпохи немого кино; одна из самых масштабных постановок своего времени в жанре научной фантастики. В картине ретранслируются антиутопические идеи: в будущем мир будет разделен на верхний и нижний уровни, где верхний ассоциируется с раем, а нижний, соответстенно, с адом, в жаровнях которого трудятся рабочие, обслуживающие машины и агрегаты.

Сын правителя Метрополиса Фредер влюбляется в девушку с нижнего уровня Марию, и отправляется искать ее в "ад", где он видит, что машины буквально пожирают людские жизни, требуя все новых жертв. Фредер подменяет одного из рабочих, познает, сколь сложна жизнь рабочих; обсуждая эту проблему с отцом, он ничего не добивается. Между тем, у многих рабочих находят планы древних подземелий. Там явно что-то происходит. Изобретатель Ротванг показывает правителю Метрополиса секретный проход в подземелья: и он, и его сын (в образе рабочего) слушают речь Марии на собрании. Она рассказывает легенду о Вавилонской башне, которую не могли достроить, т.к. Голова и Руки не знали о существовании друг друга, ведь между ними не было посредника - Сердца. Рабочие ждут, когда такой посредник появится между их миром и верхним уровнем.

Мария оказывается в плену у Ротванга и он копирует ее внешность на созданную им девушку-робота. Когда Фредер добирается до Ротванга - тот уже выслал клона к отцу Фредера, туда же направляется и сам Фредер. Он застает отца с Марией (которая на самом деле клон), ему становится дурно. В это время рабочие практически готовы к восстанию. Правитель Метрополиса не против этого - он хочет жестоко подавить протест. Клон Марии призывает рабочих восстать, появляется Фредер и обличает клона. Рабочие нападают на Фредера, но он выживает. Восстание началось.

Правитель Метрополиса решает затопить жилой уровень рабочих, но когда затопление начинается, он узнает, что внизу - и его сын Фредер. Мария и Фредер в это время спасают детей от потопа. Восстание вырывается наружу; люди хватают клона Марии и решают сжечь ее, т.к. уверены, что она виновна в смерти их детей. Фредер снова принимает клон за Марию, но в этот момент на крыше собора борются Мария и Ротванг. Фредер замечает их, вмешивается, сбрасывает Ротванга вниз. Отец Фредера не готов сам заключить перемирие с рабочими, и тогда Фредер, как то самое Сердце между Руками и Головой, становится посредником в сделке.

Отправить комментарий