Гамлет

Преподаватели ВГИКа рекомендовали смотреть не все фильмы, снятые на Земле, а вполне определенные. Но даже это сокращение списка лент не поможет откреститься от бессонных вечеров и ночей у экрана - ведь гуру предлагают увидеть аж несколько сотен лент, и это далеко не всегда короткометражки. Развернутые их описания я пишу, скорее, для себя, чем для вас. Но если вам пригодится - буду рад. Один обзор - один фильм.

Гамлет


Год выпуска: 1964
хронометраж: 140 минут
режиссер: Григорий Козинцев
сценарий: он же, на основе произведения "Гамлет, принц Датский" Шекспира
в ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская, Михаил Названов, Юрий Толубеев и др.

Фильм основан на классике, сыгран классиками, и потому по-своему был обречен стать классикой кинематографа. Сюжет вам, конечно же, знаком, так как вы читали Шекспира: в замок Эльсинор на похороны отца, короля Гамлета, возвращается принц Гамлет. Но похороны отца перетекают в бурное празднование другого события - свадьбы королевы с братом короля. Для принца такой поспешный шаг мамы - самая настоящая дикость. Да тут еще появляется призрак отца Гамлета, который сообщает сыну, что Гамлет не умер от укуса змеи, как гласит официальная версия, а подло убит своим же братом, который отравил его ядом. Плюс ко всему, Полоний, отец возлюбленной Гамлета - Офелии - запрещает дочери отношения с принцем, что для последнего - настоящий удар.

Гамлет решает отомстить, но отец просит сына не трогать при этом мать. Принц дает задание приехавшей в замок театральной труппе сыграть сценку, на просмотр которой приглашается и король с королевой. Сценка же - то самое убийство короля Гамлета своим братом. Пока актеры играют свои роли, принц пристально следит за реакцией новоиспеченного короля - а тот аж белеет от ужаса; и по завершении представления убегает в свои покои. Мать Гамлета вызывает сына к себе, но в ее покоях прячется зашедший к ней Полоний. В ходе спора с матерью Гамлет слышит, что за занавеской кто-то спрятался, и он одним ударом убивает Полония.

Король отсылает Гамлета обратно в Англию, дав задание по прибытии убить Гамлета. Но он спасается, и возвращается в Эльсинор. В это время Офелия из-за смерти отца сходит с ума. Из Франции возвращается сын Полония, Лаэрт, который хочет отомстить убийце отца. Король, узнав о возвращении принца, подговаривает Полония вызвать недруга на состязание на рапирах, предложив подменить одну из рапир на заостренную, да еще и отравленную ядом. Но в ходе поединка побеждает Гамлет, и король на всякий случай наливает еще и бокал отравленного вина победителю. Королева замечает это, и выпивает вино сама. Гамлет же, заметив, что Лаэрт пользуется на их спортивном поединке заостренным оружием, отбирает у него шпагу и ранит им противника.

Вдруг королеве становится плохо. Она раскрывает причину - яд в вине, а умирающий Лаэрт называет виновника всех бед - короля, и сообщает Гамлету о подлом заговоре. Гамлет убивает Короля, но вскоре умирает от яда и сам. Его хоронят с почестями, как истинного короля.

Я специально смотрел "Гамлет" подряд в двух версиях - российской и западной, с Лоуренсом Оливье в главной роли,- чтобы можно было сравнить режиссерские работы. Что можно сказать: "наши" сделали ставку на натуралистичность и масштаб. Поэтому и съемки проводились в реальном замке, и массовки просто поразительны, и костюмы шикарны - все на высшем уровне. И где-то это играет в плюс, где-то - напротив, ослабляет впечатление от происходящего на экране. Плюс ко всему Козинцев уделил больше внимания некоторым местам, которые Лоуренс Оливье предпочел опустить. Например, сцена спасения Гамлетом самого себя на корабле по пути в Англию у Козинцева есть, у Оливье - нет. С другой стороны, английский фильм более подробно экспонирует появление призрака отца Гамлета.

По декорациям лента Оливье совершенно точно приближена к театральной постановке. Фоны явно нарисованы, а некоторые стены - сделаны из фанеры; пушки стоят для виду,- и в целом плюсы павильонной съемки режиссером особо использованы-то и не были. Но, как бы то ни было, лично мне сложно сказать, какая из картин лучше. Потому что ряд моментов в работе Оливье - просто шедевральны, но встречаются и весьма средние. Абсолютно то же самое можно сказать и про фильм Козинцева. В общем, чтобы не мучаться - на самом деле лучше смотреть оба фильма. Не пожалеете.

Отправить комментарий