Четыреста ударов (Les Quatre Cents Coups)

С одной стороны, в фильме на пять с плюсом освещен этап в жизни, когда дети что-то да тырят, как-то хотят обособиться от родителей и т.д. С другой стороны, логика повествования в том виде, в котором она есть, понятна, думаю, лишь французам, а весь окружающий мир лично меня удивляет, скорее, своим дебилизмом, чем какими-то другими качествами. Впрочем, эта работа Трюффо и красующееся на постере упоминание о фестивальных наградах отлично доказывает: фестивали обожают чернуху в худшем смысле слова. Как ее сделать: взять тему разобрать максимально неправдоподобно, но как-то так с переподвыпертом, чтобы жюри сказало "Вот, вот она - настоящая жизнь в кадре!"


Четыреста ударов - Les Quatre Cents Coups


Год выпуска: 1959
Хронометраж: 99 минут
Режиссер: Франсуа Трюффо (Fran?ois Truffaut)
Сценарий: он же и Марсель Мусси
В ролях: Жан-Пьер Льод, Клер Морье, Альбер Реми и др.

Сильно в общем: это история парня, которого родители не то, что никогда в жизни не били, но даже никогда в жизни и не воспитывали. Отец - эдакое плюшевое беспомощное чмо, не способное даже на организацию собственной жизни, из-за чего вся семья живет в квартирке околопомоечного вида и таких размеров, что сын спит на кухне. Мама - типичная француженка, чхать хотевшая на замужество и на детей, и гуляющая сама по себе. Эта пара амеб почему-то считает себя родителями, а сын потому и вырастает не понимающим слова "нельзя" перекатиполем, что ему никогда этого слова не объясняли толком. Все приходит к логичному (для режиссера) концу, когда герой докатывается до отделения полиции, где предки его хотят не "припугнуть", а просто сдать в тюрьму со словами с примерным смыслом: "Мы его никогда не били - мы не можем, мы такие все интеллигентные, воспитывать тоже не воспитывали, а че делать не знаем - поэтому лишайте нас родительских прав, мы имбецилы; нас бы стерилизовать - да тоже некому". И даже когда сынок побывал в центре для малолетних преступников - родители не забирают его, а... приезжают, чтобы сказать: "Ой, да нафига ты нам нужен; ТАК хорошо без тебя стало, хоспади!" - и все. Я честно ожидал чего-то шедеврального от фильма, который англичане в Би-би-си считают обязательным для просмотра для ВСЕХ детей в возрасте до 14 лет. Ни в коем случае не рекомендую показывать эту чушь детям: все, что начинается с середины фильма и далее - откровенная порнография.

Теперь по сценам и событиям. Школа. Дети пишут контрольную, на задних рядах передают фотографию полуобнаженной девушки - и когда она доходит до ученика Антуана Дойне, учитель замечает это, и требует сдать ему фото. Дойне в наказание ставят в угол и не пускают на перемену, и он, пока все гуляют, пишет на стене печальное послание потомкам. Учитель заставляет его вымыть стену. Дети надсмехаются над преподавателем, пока тот пишет на доске стихи, повернувшись к классу спиной.

После уроков Дойне обещает друзьям, что прежде, чем пойти в армию, он разобьет-таки лицо учителю; дома он крадет спрятанные деньги и готовит стол к приходу родителей: расставляет тарелки, садится писать стихи, но тут приходит его мама - и он откладывает это занятие. Мама ругает его за то, что он не купил муку и прочие продукты - и Антуан бежит в магазин. На обратном пути он идет домой с отцом, и хотя тот старается защищать ребенка от гнева мамы, это не особо помогает герою.

Поужинав, родители обсуждают, куда отправить сына на лето. Утром мама будит сына слишком поздно, и он может опоздать в школу; но по пути на учебу Антуан встречает одноклассника, и тот быстро убеждает его, что после вчерашнего учитель все равно его не пустит. Они идут в кино, затем в игровые автоматы - в общем, проматывают деньги, которые Антуану дали на завтраки. Шатаясь по улице, Антуан видит свою маму целующейся на улице с кем-то, но пробегает мимо, надеясь, что она не будет его ругать за прогул школы, так как он видел ее в столь неприятной ситуации.

Одноклассник дает Антуану письмо от родителей, отмазку от прогула, чтобы тот мог списать письмо, сымитировав почерк мамы. Пока он пытается сделать это, приходит папа: мама придет поздно, так как "задерживается на работе". Они сами готовят ужин, и Антуан идет спать. Когда все уже спят, приходит мама, и начинается ссора между отцом и матерью.

Утром ссора родителей продолжается. Звонок в дверь - одноклассник Антуана сообщает родителям, что пришел проведать друга, т.к. тот вчера не был в школе (то есть, просто подставляет сына перед родителями). Сам Антуан, тем временем, бежит в школу с другом, а за ними вприпрыжку от удовольствия тот подлец, что сдал героя предкам. Учителю Антуан врет, что у него умерла мама, и поэтому письма от родителей нет; преподаватель смягчается и прощает ученика. Во время урока он даже не спрашивает у него домашнее задание из жалости.

Однако вдруг в школу приходят его родители, и отец при всем классе дает ему пару пощечин. Дойне решает убежать из дома, о чем сообщает другу; и тот решает помочь ему. Он проводит Антуана в типографию своего дяди, где он остается спать под печатными станками. В это время родители читают письмо Антуана; маму же больше волнует, почему сын сказал о смерти мамы, а не отца. Сын, тем временем, уходит из типографии, так как на ночную смену пришли работники, и он не хочет быть пойманным. Гуляя по городу, Антуан крадет у разгружавшего лавку молочника бутылку молока. Ему приходится шататься по улицам до утра, после чего он идет в школу. Туда за ним приходит мама и забирает его домой, где он разговаривает по душам с мамой.

На следующий день он опять сбегает с урока - теперь с физкультуры - и не он один, а 90% класса. Почитывая Бальзака, Антуан курит. Поставив свечку у портрета Бальзака, парень едва не спалил весь дом. Остыв, отец соглашается пойти в кино с семьей.

В школе, пока одноклассник отвечает, Дойне со товарищи ломают его очки, лежавшие в ящике стола. Учитель, тем временем отмечает, что написанное Антуаном сочинение - плагиат; он запрещает Дойне появляться на уроках до конца семестра. Вслед отправляется и друг Дойне, который посмел заявить, что Антуан не списывал. Герой не хочет идти домой, так как боится отца, обещавшего отдать его в военную академию за проступки. Тогда друг ведет его к себе домой: его мать все время пьет, а отец в командировках - поэтому тут Антуану можно остаться ночевать и остаться незамеченным. Друг крадет из тайника родителей деньги, но им обоим приходится спрятаться, когда появляется мама - она как раз пришла за деньгами, и уносит их все с собой. Вечером отец друга Антуана (дома у которого последний и прячется) обсуждает с сыном, что мама что-то задумала; сын же, когда папа выходит на кухню, забирает со стола часть еды - для Дойне. Когда отец уходит в клуб, ребята бегут в кинотеатр; в дамском туалете они крадут будильник, затем дома играют в нарды, попивая вино и куря сигары. Отец застает сына в дымной комнате и отчитывает его за это.

Утром ребята плюются из трубок бумажными шариками в проезжающие мимо машины, гуляют по парку, заходят в театр - в общем, отдыхают. Смотря спектакль, парни обсуждают, как раздобыть еще денег: например, продать или заложить что-то из вещей отца. Шатаясь с другом по улицам, Антуан проникает в пустующий после рабочего дня офис и крадет оттуда печатную машинку. Они отвозят ее скупщику - тот хочет обмануть ребят, но они отбивают украденное и... относят машинку обратно в офис. Оказывается, это был офис отца Дойне - охранник ловит Антуана на месте преступления и вызывает на работу отца. Тот отчитывает сына, утаскивая его в отделение полиции - посоветоваться на тему воспитания сына с комиссаром. У того все просто: парня отводят в участок за бродяжничество и воровство, и полисмен предлагает отдать ребенка в спецшколу. Родителям нужно будет отказаться от родительских прав - суд будет завтра. Отец уходит из участка, Антуана же сажают в камеру к преступнику; в ту же клетку вскоре сажают проституток, а парня переводят в одиночный обезьянник. Ранним утром всех арестованных сажают в машину и везут в тюрьму - Антуан, которые до того переносил все на удивление пофигистично, будто это турпоездка, а не самая большая задница в его жизни, вдруг осознает свое положение, расстраивается. Утром к нему в камеру приносят чай, который он даже выпить не в состоянии. Антуан из валяющейся на полу газетки мастерит сигарету, достает спичку, закуривает (все же обыск явно был "хорош": думаю, герой мог бы пронести и ломик, если бы хотел).

Утром мамаша пытается вызволить сына из тюрьмы, но ей объясняют, что сына придется поместить под специальный контроль, на что блондинка заявляет: "Можно куда-нибудь поближе к морю?" - и ей приходится пояснить, что речь идет не о летнем лагере для детишек, а о центре для малолетних преступников.

Там и оказывается Антуан Дойне; коллеги по несчастью делятся с парнем своими историями преступлений. В целом исправительное учреждение показано даже более либеральным к своимзаключенным, чем школа, в которой учился Антуан на свободе! В столовой Антуан раньше других начинает есть хлеб - и за это получает пощечину от надзирателя. У тюремного психолога он рассказывает обо всех своих преступлениях: краже денег у бабушки, о краже печатной машинки и пр.

На прием к Антуану пришел его друг, но его не пускают, в отличие от мамы, которая пришла без отца Антуана. Она отчитывает сына и сообщает, что не особо-то хочет забирать его домой. В итоге Антуана посылают в исправительную колонию, откуда он при первой же возможности убегает. Но бежать некуда - колония находится на острове. FIN.

Отправить комментарий