Большое ограбление поезда (The great train robbery)

Преподаватели ВГИКа рекомендовали смотреть не все фильмы, снятые на Земле, а вполне определенные. Но даже это сокращение списка лент не поможет откреститься от бессонных вечеров и ночей у экрана - ведь гуру предлагают увидеть аж несколько сотен лент, и это далеко не всегда короткометражки. Развернутые их описания я пишу, скорее, для себя, чем для вас. Но если вам пригодится - буду рад. Один обзор - один фильм.


Большое ограбление поезда - The great train robbery


Год выпуска: 1903
хронометраж: 12 минут
режиссер: Эдвин Стэнтон Портер (Edwin Stanton Porter)
сценарий: он же, на базе произведения 1896 года авторства Скотта Марбла (Scott Marble)
в ролях: Гилберт М. Андерсон, Джустес Д. Барнс, Дональд Галлахер и др.

Бомба проката тех времен: один из первых достойных вестернов в США, благодаря которому в кинематографе возник интерес к данному жанру, поддерживавшийся зрителями не один десяток лет. Мало того, что это цельная и хорошо рассказанная история, плюс к этому в ней применены все известные на тот момент приемы монтажа и работы с актерами. Впрочем, если вглядеться - ничего особо нового в большинстве современных фильмов по сравнению с "..ограблением" и не используется: тот же параллельный монтаж, двойная экспозиция и прочие элементы живы по сей день.

История основана на реальных событиях, и сюжет, полагаю, можно себе представить уже по названию. Итак, бандиты врываются в помещение телеграфа на одной из железнодорожных станций дикого запада, заставляют телеграфиста остановить приближающийся поезд и дать указание машинисту восполнить запасы воды в паровозе, после чего телеграфиста вяжут по рукам и ногам. Без труда взобравшись на остановившийся поезд, бандиты вламываются в вагон, где хранятся деньги и ценности; но охраняющий их служащий успевает выбросить ключи от сейфа в окошко - чтоб уж ни себе, ни людям. Мало того, он встречает превосходящего числом противника стрельбой и, конечно же, погибает. Бандиты взрывают сейф и выносят все, что могут.

В это время подельники грабителей захватывают паровоз, в драке за который побеждают кочегара, сбрасывая последнего с движущегося состава. Машинист останавливает поезд, и грабители обчищают всех пассажиров, попутно убивая одного из них, решившего сбежать. Завершив свое грязное дело, преступники на паровозе отъезжают на некоторое расстояние, чтобы пересесть там на заранее спрятанных лошадей.

Тем временем, в обед к связанному телеграфисту приходит дочь, находит и развязывает отца, и он отправляется за подмогой, которую и находит на местном дансинге, где и коротают время местные ковбои. Чудесным образом ковбои мгновенно нагоняют грабителей, убивают их в перестрелке и забирают украденное. Добро победило зло - все ликуют.


Если в фильме "Путешествие на Луну" самый знаменитый кадр - это снаряд, попавший Луне в глаз, то картина "Большое ограбление поезда" навсегда была бы вписана в историю кинематографа, даже если бы в ней и не было ни одного нового приема, кроме финального кадра, в котором главарь бандитов смотрит и стреляет прямо в камеру. Помните, как описывают реакцию людей на фильм Люмьеров "Прибытие поезда"? Люди убегали из зала, чтобы не погибнуть под колесами состава. Вот здесь - та же история. Когда бандит поворачивался к залу - многие люди буквально теряли сознание, впадали в панику; а когда он еще и стрелял в них - это вызывало самый настоящий неподдельный шок и ужас.

Кстати, прием, когда "четвертая стена" (между зрителем и актерами) рушится - не так уж часто применялся в кинематографе с тех пор. Само собой, вы с легкостью найдете примеры использования подобной "фишки", но все же до уровня штампа этот ход не довели.

Отправить комментарий