Антракт (Entr'acte)

Как и в случае с фильмом "Андалузский пес", лента "Антракт" является настолько экспериментальной, что подобные вещи можно снимать либо исключительно "для себя", либо если ты снимаешь такое видео первым на планете. Вторым и далее - уже нельзя, потому что это будет считаться трэшом. Впрочем, здесь Клер явно вовсю исследует возможности камеры и работы с киноматериалом - и это здорово.


Антракт - Entr'acte


Год выпуска: 1924
Хронометраж: 21 минута
Режиссер: Рене Клер (Rene Clair)
В ролях: Жан Берлин, Инге Фрисс и др.

Общий план - вид на город. На переднем плане проезжает древняя пушка. Эта же пушка сама по себе (то есть, без людей в кадре) катается туда-сюда-обратно.

Деталь: отверстие дула пушки. Общий план - в рапиде: два человека впрыгивают в кадр слева и справа соответственно; в центре кадра - пушка. Несколько планов, снятых со ствола пушки.

Двое - те же самые - общаются, стоя у пушки. Затем один опускает ее, второй заряжает снаряд. Деталь: камера смотрит в дуло. Кадр с впрыгиванием двух человек в кадр проигрывается задом наперед - двое выпрыгивают из кадра.

Деталь: камера смотрит в дуло, из которого якобы в рапиде и якобы прямо в камеру вылетает снаряд (видно, что это анимация, а не рапидная съемка выстрела - в те времена таких камер не существовало).

Виды крыш домов под самыми дикими углами наклона камеры, перемежающиеся со съемками странных кукол, у которых сдуваются головы. Затем они надуваются вновь. Далее - типчное underskirt-видео: съемка камерой из-под юбки танцовщицы, которая танцует на поверхности стекла. Снова куклы с надувными головами. Съемка в движении: камера направлена вверх, в кадре мелькают кроны деревьев. Те же куклы - головы снова сдуты.

Игра с расфокусировкой: точки света то становятся четкими, то размываются. Две руки в боксерских перчатках бьются друг о друга на черном фоне. Эта драка накладывается на размытый общий план площади в городе, по которой едет множество машин. Склейка: боксерская перчатка бьет прямо в объектив.

Ночная съемка города: видны только точки освещения. Параллельный монтаж - битва боксерскими перчатками продолжается.

Очередная анимация а-ля пушка в начале фильма: спичка вползает в кадр и крутится. Затем еще множество спичек делает то же самое, заполняя почти весь кадр. ночной город. Снова спички - они сгорают. На заднем плане наложением помещена съемка головы человека, которую чешет рука. Снова underskirt-съемка танцовщицы. Спички горят, голова чешется, и тут голова наклоняется назад, и человек смотрит в камеру.

Колоннада и площадь перед ней. Колоннада с разных точек съемки, под разными углами, через наплыв.

Шахматная доска с фигурами. Колоннада. Шахматы - рукой двигается фигура. Панорамирование по колоннаде. Общий план: двое играют в шахматы на крыше здания. Колоннада. Двое играют в шахматы - "восьмерка". Детальный план: центр шахматной доски без фигур, сквозь который начинает проявляться съемка городской площади с машинами-людьми и пр. Один из играющих удивленно смотрит в шахматную доску - он явно видит город сквозь нее. Второй - тоже. Фонтан. Двое играют. Вода льется на крышу, где сидели двое - их уже нет на крыше, и поток воды смывает шахматную доску. Съемка "с плеча" - камера шатается, видны крыши города. Поверх изображения наложена анимация - движение бумажного кораблика как бы по крышам домов. Снова вода, поливающая шахматную доску. Изображения воды и общего плана городской площади смешиваются. Аналогично - с корабликом, плывущим по крышам домов. Снова съемки под юбкой танцовщицы - на этот раз в рапиде.

Снова кораблик и крыши домов. Думаю, где-то на этом месте неподготовленного раннего зрителя кинотеатров уже тошнило между рядов в кинотеатре, потому что камеру откровенно колбасит. И ееееещё подъюбочное видео в рапиде: интересно, по тем временам это считалось порнухой?

О! Прорыв! Наконец-то балерину показывают сбоку. Правда, подсвечена она интересно: светом выделена лишь юбка; тела выше юбки не видно. Снова underskirt в склейку с общим планом балерины в луче света снизу. Танец балерины монтируется со съемкой неспокойной глади воды. Крупно - руки балерины, камера панорамирует вниз и - опаньки! - балериной оказывается бородатый мужик. Однако при панораме снизу-вверх у балерины - женское лицо. Гладь воды. Глаза человека, смотрящие прямо в камеру вперемежку с детальным планом очертаний подбородка, губ и носа человека, при этом кадр перевернут вверх ногами. Струйка воды бьет в яйцевидный объект, висящий на нити. Дуло двустволки смотрит прямо в камеру. Отъезд через наплывы до среднего и общего планов стрелка с этим ружьем в руках. Субъективная камера глазами стрелка: мишени вдали, на переднем плане прицел. Рапидные съемки потока воды, подбрасывающего яйцевидный объект. Стрелок пытается прицелиться.

Вдруг яйцевидная цель размножается влево и вправо, и ряд таких целей занимает весь экран. Стрелок явно дезориентирован, не может прицелиться. Стреляет - попал. Из яйца вылетает голубь, улетает, возвращается и садится на шляпу стрелку.

На крышу дома выходит другой стрелок. Крупный план лица первого стрелка, через наплыв - микс с изображением мишени. Второй стрелок палит - и первый падает с крыши, убитый. Солнце в кадре - диафрагма закрывается, экран чернеет; затем снова открывается - светлеет.

Повозка похоронной процессии, запряженная верблюдом. Люди выходят из церкви, убитые горем, выстраиваются за повозкой. На повозке висит бублик, и первый стоящий за повозкой отщипывает от него кусочки и ест их. Повозка трогается, и очередь следует за ней, но вприпрыжку (!) - и снято это в рапиде. Смонтировано эти прыжки людей в процессии со съемкой из-под юбки балерины. Общий план площади города с машинами и людьми, велосипедистами и пр. Повозку выводят на ареноподобную площадь и начинают водить по кругу. Люди следуют за ней. Далее - погонщик верблюда ведет животное, но телега уже движется сама - верблюд не запряжен, и останавливается. Повозка сама уезжает вдаль. Погонщик верблюда кидается за ней; пешая процессия - тоже. Повозка ускоряется, процессия переходит на бег. Съемка улицы города - машины обгоняют камеру. Повозка, тем временем, сама заезжает в гору. Люди бегут за ней. Машины едут, велосипедисты несутся, самолет летит, пароход плывет, человек на коляске для безногих катится, встает и бежит. Повозка ускоряется. Видео напоминает шедевры домашнего кинопрома "как я съездил в Египет - первые 3 часа съемки пустыни из окна автобуса".

Далее режиссер использует разделение изображения на две части, каждая из них наклоняется под 45 градусов - выглядит в целом весьма интересно, так как возникает эффект просмотра видео каждым глазом отдельно: эдакое псевдостерео. Впрочем, это длится лишь несколько секунд. Дальше продолжается видео а-ля "как я ездил в Египет".

Еще один интересный момент - и для того времени, думаю, просто невероятный - это съемка поездки на американских горках. По-моему, за право посмотреть такое видео, сидя в кабинке, до сих пор собирают немало денег в Луна-парках. Когда то же видео показывают задом наперед, да еще и перевернутым вверх ногами - начинает откровенно глючить.

Повозка все катится дальше - все то же видео "из окна движущегося автобуса".

Вдруг из повозки выпадает гроб и скатывается с дороги, докатывается до поля. К гробу сбегаются люди. Они смотрят на гроб, который открывается изнутри, и из него вылезает молодой человек во фраке и с волшебной палочкой. Он прикасается к гробу палочкой - и гроб исчезает, прикасается к людям - они тоже пропадают (привет Мельесу!).

А вот дальше - уже лучше: герой прикасается палочкой к себе. И растворяется уже сам.

Надпись "Конец" написана на бумаге, сквозь которую в прыжке пролетает тот самый молодой человек. Он падает, но его, лежащего, пинает чья-то нога, и он летит обратно через ту же бумагу, которая восстанавливается (видео проиграно задом наперед, естественно).

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

блин...писал-пис

блин...писал-писал, а сообщение не отправилось и не сохранилось :) вообщем блог понравился. админу удачи в развитии.

да нет, оно

да нет, оно отправилось и сохранилось, только тут же удалилось, т.к. спаммеры не сильно приветствуются ) ставьте линки на сайты где-то еще. тут они не проходят премодерацию. спасибо :)
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Отправить комментарий