Аэлита

Какие, нафиг, "Звездные войны" и "Стар трек"? Вот вам настоящая фантастика + боевик + политика в одном флаконе. А что: озвучить современными пяу-пяу звучками, раскрасить - и вполне себе конкурент "Звездному десанту". Но это все хиханьки: если серьезно, то для тех лет и для той страны, в которой фильм был снят - это кино-подвиг, не иначе. Посмотреть местами забавно, местами - крайне интересно, т.к., по сути, со времен Протазановской "Аэлиты" способы изображения инопланетной жизни не сильно изменились.


Аэлита


Год выпуска: 1924
Хронометраж: 113 минут
Режиссер: Яков Протазанов
Сценарий: Федор Оцеп
В ролях: Юлия Солнцева, Николай Баталов, Николай Церетелли и др.

После того, как прошла война, СССР находится в самом начале своего развития - но уже в таком молодом государстве есть два ученых - инженера - с фамилиями Спиридонов и Лось, которые получают инопланетный сигнал - "Анта, одэли, ута". Они уверены, что сигнал несет некий смысл - и пытаются расшифровать его. Причем Лось настолько увлекся этим делом, что уже представил себе, как именно выглядит инопланетная цивилизация.

Теперь мы видим происходящее на Марсе: тамошний изобретатель Гор создает аппарат, через который можно смотреть на земную жизнь. И хотя правитель планеты Тускуб и требует засекретить проект, королева по имени Аэлита узнает об агрегате, и добивается-таки возможности посмотреть на Землю: и видит она, естественно, того самого инженера Лося, который в этот момент целует жену. Насмотревшись на это все, она загорается желанием узнать больше о землянах.

Наталья Лось работает с ранеными: и к ней попадают солдат Гусев, жуликоватый тип Эрлих со своей женой Еленой (он говорит, что это его сестра). Последние двое решают пожить у бывшего мужа Лены, которого они успешно обдирают, как липку. Мало того, Эрлих еще и устраивается работать на склад, и ему предоставляют жилье в доме у семьи Лось. Там он вовсю начинает охаживать Наталью Лось, и это выводит инженера Лося из себя, который в это время создает космический корабль, желая встретить Аэлиту.

Эрлих ворует и на складе, где работает, и это не остается незамеченным: найти виновного собирается сыщик-самоучка Кравцов. Лось, уехавший в командировку, возвращается, и видит, что Наташа вовсю заигрывает с Эрлихом: из ревности муж стреляет в свою жену и сматывается. Его коллега Спиридонов, тем временем, собирается уехать из Страны Советов, и Лосю это на руку: он гримируется под коллегу, и уходит с головой в создание своего космолета.

Кравцову живущий в СССР Спиридонов кажется странным - ведь Спиридонов же уехал! И когда сыщик решает арестовать Лося, у него это не получается в виду отсутствия ордера на арест. Лось же готов к полету на Марс - и с ним туда отправляется красноармеец Гусев; они не замечают, что Кравцов, добившийся-таки ордера, проник на борт, и летит с ними. Уже в полете этот ордер предъявляется Лосю (живущему в образе Спиридонова), но Лось спокойно выкручивается: он показывает Кравцову, что он - Лось, а не Спиридонов.

Марсианский вождь Тускуб приказывает вычислить место приземления (примарсения?) космолета Лося и убить всех его пассажиров. Этому мешает Аэлита: она, в свою очередь, приказывает убить местного ученого, чтобы тот не предоставил правителю координаты. В итоге советских людей встречает сама Аэлита со служанкой Ихошкой. Лось влюбляется в марсианскую королеву, но вдруг у него слегка едет крыша - и он видит на месте Аэлиты свою убитую жену. Кравцов вовсю пытается наладить контакт с местными правоохранителями, но лишь добивается собственного ареста. И пока Тускуб пытается уничтожить гостей, революционер Гусев пробирается к марсианским рабочим, и (наверняка зачитав им коллекцию сочинений Ленина) добивается поднятия восстания. Да-да, на Марсе тоже ущемляют рабочих: их даже замораживают в холодильниках при ненадобности лишних рук, а при надобности - размораживают. Вот так-то.

В результате революции "наши" почти побеждают. Почти: потому что Аэлита оказалась вовсе не простой советской женщиной, а совсем даже марсианской королевой - и она не радуется победе рабочих, а приказывает военным отстреливать бунтовщиков. И как только Лось пытается ей помешать - он просыпается.

Оказывается, ему это все приснилось (ничем не напоминает "Иван Васильевич меняет профессию"?). Лось видит рекламу автошин со словами "Анта, одэли, ута" на щите - то есть, тот таинственный радиосигнал был лишь рекламой фирмы. И жена его, само собой, жива-здорова: ведь он в нее не стрелял. Правда, Эрлих оказывается настоящим, но его быстро арестовывают. Финал, как и все в СССР, потрясающий: инженер, который мог стать тогдашним Циолковским или Королевым, сжигает свои разработки космического корабля. Почему? Потому что, как сказано в фильме: незачем мечтать о Марсе, когда так много настоящих дел на Земле!

Последние минуты фильма надо показывать всем правителям стран мира перед вступлением их в должность, мне кажется.

Отправить комментарий