Смотрю классические фильмы

Колыбельная

Все фильмы Дзиги Вертова чудесны с точки зрения запечатленных моментов и операторских приемов. В данном случае картину слегка омрачает то, что "Колыбельная" - махровейшая, отвратительная, тошнотная агитка в духе "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство". Но если исключить восприятие конкретно этого момента и наслаждаться только работой съемочной группы - фильм хорош.

Шантаж (Blackmail)

Первый фильм Хичкока, выпущенный в двух версиях: немой и звуковой. Для английского кино это вообще первая говорящая кинокартина. Причем, что забавно, беззвучная версия оказалась более востребованной зрителем. Причины популярности "Шантажа" мне непонятны: любая другая картина Хичкока - гораздо интереснее. Но для зрителей того времени, похоже, это было настоящее откровение.

Доктор Ноу (Dr. No)

Одним из самых забавных вариантов кинопросмотра является проведение времени за такими картинами, как классика шпионских фильмов, рассчитанных на массовый рынок: например "Доктор Ноу". Никакого особого саспенса или ногтегрызных моментов ожидать не стоит. Местами актеры играют так, что смеешься, а не сопереживаешь. Но если рассматривать это как один из первых "кинокомиксов" - все встает на свои места. Итак, "Доктор Ноу".

Дуэль (Duel)

Интересно, с чего начинал Стивен Спилберг... Интересно? Интере-е-есно. И вроде бы придирчивые пользователи IMDB наголосовали фильму аж 7.7 баллов из 10 (что очень даже неплохо); и фамилия режиссера крутая, и актеры не последние играют. И наплевать, что 1971 год! Понятное дело, темпоритм не такой, как "в наши дни" и т.д. Но даже при всех допущениях ожидания все равно оказываются обманутыми. Потому что растягивать 5, максимум 10-минутную историю на 90 минут - значит, сделать из нее полную фигню. Даже если твоя фамилия Спилберг.

Легенды осени (Legends of the fall)

Фильм с молодым Брэдом Питтом, Джулией Ормонд и Энтони Хопкинсом. Для многих этого бывает достаточно в качестве аргументации "за". Длинная, малоинтересная, совершенно слабая по всем параметрам (от разумности и мотивированности персонажей до их путей-дорог и пр.) картина. Думаю, поэтому в прокате она и была провальна: собрать по всему миру 66 млн при бюджете в 30 - это, мягко говоря, не масштабы успешного кино даже для России, чего там говорить о Голливуде.. в общем, едва на троечку. Но для просмотра дома с родителями - очень даже.

Инопланетянин (E.T., Extra-Terrestrial)

Спилберг - всегда Спилберг: стиль его узнавшем, а фильмы, как всегда, чудесны и интересны. В частности, "Инопланетянин". Вроде бы одна из многих кинолент на тему контакта с внеземным разумом… но уникальной ее делает, на мой взгляд, именно выбор жанра - это все же детское кино. И для меня лично "E.T." стоит в одном списке с такими работами, как "Полет навигатора" или "Короткое замыкание".

Деловая девушка (Working Girl)

Когда смотришь такие фильмы, всегда хочется улыбнуться. Потому что ты уже видел картины типа "Дьявол носит Prada", "Чего хотят женщины" и т.п. фильмы о подвигах на производстве и о вопросах этики и морали в бизнесе. А тут на экране - предтеча всех аналогичных кинопродуктов. И голливудские звезды все молодые, и темпоритм монтажа непривычно замедленный по нынешним меркам. Но кино оттого не становится хуже: напротив, чуть ли не все мастера сценарного мастерства ссылаются на "Деловую девушку" как на образец для подражания.

Забавная мордашка (Funny face)

Иногда звезды, несмотря на все свое волшебство и харизму, не могут сделать ничего с тем, каким получается тот или иной фильм. Они могут выкладываться на все сто процентов, могут прыгнуть выше головы, но это так и будет средним фильмом с хорошей игрой некоторых актеров. "Забавная мордашка", на мой взгляд, из этой серии. Околомьюзикл, околоромантик-стори, около-все и около-ничего. Микастинг главного романтического героя настолько ядреный, что любовная линия вызывает лишь кислую ухмылку. Если делить всех героев на две условные категории, то Фред Эстер принадлежит ко второй - non-fuckable. И это настоящая беда, убивающая фильм на корню.

Закройщик из Торжка

Знаете, чем похож этот фильм на "Обитаемый остров" Бондарчука? Его так же скучно смотреть. А чем он лучше "Обитаемого острова"? Тем, что его снимал режиссер, а в сценарии есть драматургия, чего современному кино не достает. "Закройщик из Торжка" скучен не потому, что бесталанен или ужасен - на 99% это потому, что темпоритм жизни и вообще пресыщенность кино у современного зрителя выше. Для нас такие герои - наивняк. Но он прекрасен тем, сколь много классных находок содержится в нем. А как режиссер окунает героя из перипетии в перипетию! И ни одна из них не надумана, не притянута за уши, не высосана из пальца. Все-таки одно точно: редкий режиссер современной России смотрел классическое кино. Это легко доказать - достаточно посмотреть то убожество, которое они снимают и продают нам, зрителям, за деньги.

Четыреста ударов (Les Quatre Cents Coups)

С одной стороны, в фильме на пять с плюсом освещен этап в жизни, когда дети что-то да тырят, как-то хотят обособиться от родителей и т.д. С другой стороны, логика повествования в том виде, в котором она есть, понятна, думаю, лишь французам, а весь окружающий мир лично меня удивляет, скорее, своим дебилизмом, чем какими-то другими качествами. Впрочем, эта работа Трюффо и красующееся на постере упоминание о фестивальных наградах отлично доказывает: фестивали обожают чернуху в худшем смысле слова. Как ее сделать: взять тему разобрать максимально неправдоподобно, но как-то так с переподвыпертом, чтобы жюри сказало "Вот, вот она - настоящая жизнь в кадре!"

Бумажная луна (Paper Moon)

Удивительно доброе и забавное кино, просмотрев лишь 10 минут которого на мастер-классе Александра Митты, все присутствовавшие в классе мгновенно задали лишь один вопрос: "Можно название записать?". Если вы устали от всей той чуши, что снимают в наши дни в качестве "доброго семейного кино" и соскучились по милым лентам типа "Кудряшки Сью / Curly Sue" (с Белуши) или "Великолепная афера / Matchstick Men" (с Кейджем) - обязательно посмотрите "Бумажную луну".

Три эпохи (Three Ages)

Фильмы Китона, на мой взгляд, интересны с точки зрения гэгов, шуток и режиссерских комедийных решений. Но смотря их, я полностью согласен с тем, как сложился рынок: Чаплин все-таки более популярен, чем Китон. И причина этому одна: просто Китон пытается брать гэгами и забавными шутками, а Чаплин - уморительными. Возможно, были и другие причины - типа возможностей дистрибуции и прочих, но - честно - я эту тему так глубоко не изучал. Как зрителю, мне Чаплин нравится больше, но смотреть Китона надо тоже и обязательно. Это интересно.