Курс сценаристов Нила Ландау: Запоминающаяся кульминация

Само собой, одно из важнейших занятий в мастерской Нила Ландау было посвящено созданию яркой, мощной кульминации. Без нее, в общем-то, можно и не снимать кино, т.к. если у вас нет кульминации - это верный признак того, что у вас нет истории. О том же, как правильно подойти и с чего начать создание этой части истории - далее. Правда, на этот раз это больше конспект, чем полноценное объяснение. Но в качестве того, от чего можно оттолкнуться в своем творчестве - достаточно.

Кульминация должна быть ЯРКОЙ и МОЩНОЙ. Она должна извергаться, как вулкан.

Подтолкните протагониста к краю пропасти - далеко за пределы привычной для него территории. Добавьте остроты!

Если вы, как автор, испытываете дискомфорт, поступая так со своим героем, ваша кульминация, скорее всего, будет слабой.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
(положительная цель)
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
(отрицательная цель)
любовь
правда
добродетель
честь
храбрость
искупление
вера

страх
неудача
обман
предательство
отчаяние
злоба
стыд или вина

Не бойтесь отчаяния.

Протагониста нужно ранить, и здесь речь не об одном аффекте и последствиях,- это быстро наскучит. Зритель хочет увидеть, как нож входит в плоть героя. Как разбивается его сердце.

Рана должна оставить пустоту, требующую заполнения, а если заполнить ее не удастся, мы, как зрители, должны рвать на голове волосы, стучать в грудь кулаками, биться в агонии из жалости к герою и испытывать страх за собственную судьбу.

Таким образом, мы получаем сильную концовку вне зависимости от того, добивается герой цели или нет. Но вся соль не в концовке. В кульминации! Без нее немыслима удовлетворительная развязка. Реверанса перед аудиторией и мира/гармонии в конце - недостаточно. Вспомните любую хорошую картину. Кульминация всегда накалена добела. Дело - в остроте.

Концепты отчаяния, раны и пустоты должны быть установлены в первом акте.

К 25-й странице КРИЗИС выталкивает героя во второй акт.

На полпути возникает неожиданное препятствие, поворот судьбы (к худшему) или дилемма - это центральный поворотный пункт. Эти происшествия вынуждают героя поставить под сомнение личные ценности, восприятие самого себя, и даже цель, к которой он стремится. Скрепя сердце или по необходимости, он должен сделать что-то такое, что ему чуждо и неудобно, чтобы достичь желаемого.

В третьем акте, вооруженный новой целью, он готов к решающей конфронтации не только с антагонистом, но и с самим собой. Именно в кульминации протагонист достигает катарсиса. Именно здесь обнажается его истинная сущность. С луковицы, наконец, слетают все одежки, и герой обретает возможность надрать всем зад (отличный пример - фильм "Матрица". Томас Андерсен в буквальном смысле умирает, и рождается Нео, богоподобный мессия мира Матрицы).

Ключ к трагедии, по словам Артура Миллера - это ПОТЕНЦИАЛ. (Как сказал Терри Мэллой, герой Марлона Брандо в фильме "В порту": "Я мог бы воспротивиться. Я мог бы быть кем-то".)

Уолтер Мосли сказал: "Сюжет - это откровение!"

Написав кульминацию, перечитайте ее и найдите способ добавить остроты. Каковы ставки в игре? Представьте, как бы себя чувствовали, если бы по небрежности убили бы ребенка. Смогли бы вы жить с этим? Пусть ставка вашего героя тоже будет высока. Даже если это комедия, где все сходят с ума из-за откровенной чуши, для них эта чушь значит ВСЕ.

ПРЕДЫСТОРИЯ.
Никому нет дела до тупого анекдота, которых запихнули в сюжет, лишь бы придать объема плоскому персонажу. Тем не менее, если предыстория персонажа делает его особенно уязвимым и обосновывает в наших глазах те решения, которые он(а) совершает в настоящем, такая история может послужить полезным инструментом.

Прочтите любую пьесу Юджина О'Нила или Теннеси Уильямса. Их герои так побиты жизнью, что читатель просто жаждет узнать, что же их довело до такого печального состояния. Это и есть острота.

Дороти Эллисон: "Вы должны заставить меня волноваться" (за вашего протагониста).

Саспенс - это "что же будет дальше? что же дальше?". Если ваш читатель все еще задается этим вопросом на 110 странице, а также удивляется и испытывает удовлетворение от описываемых событий, сценарий точно купят.

Стенли Элкин: "Я бы ни за что не стал писать рассказ о человеке, не пребывающем в безвыходном положении".

Герой преодолевает трудное препятствие, чтобы получить свой приз, но потом теряет его или лишается всякого к нему интереса.

Многие сюжеты закольцованы на структурном уровне; это путешествие к самому себе.

Отправить комментарий