Save The Cat! [Blake Snyder] (Спасите кошку! Блейк Снайдер)

Каждый, кому интересна тема написания сценариев, знает имя Сида Филда и(ли) Роберта МакКи. Пришло время запомнить и имя Блейка Снайдера: так живо, весело и по делу писать о "скучных" правилах - уметь надо. Он - умеет. Причем я честно не предполагал, что когда-либо в жизни напишу, что "книги Сида Филда вам не пригодятся". Однако пишу же: можно не читать Сида Филда, потому что есть Блейк Снайдер. Более гениального, правильного, четкого и простого изложения ответов абсолютно на все вопросы, какие только могут возникнуть у сценариста, я не встречал! ИМЕЙТЕ ЭТУ КНИГУ В ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКЕ!

Причем тут кошка? Как оказалось, этот вопрос не самое главное в книге, но все же он важен. "Спасение кошки" - это такая сцена, благодаря которой вы даете понять зрителю, каков на самом деле герой вашего кинофильма. Он может казаться последним гадом, плохо ко всем относиться, но затем - спасти кошку, застрявшую на дереве, и тем самым дать вам сигнал: "я неплохой, просто мои хорошие качества проявляются не с каждым встречным". Ведь главное в герое не сделать его идеальным и лучшим на свете человеком, а сделать его достоверным и likeable - то есть таким, чтобы зритель испытывал к нему симпатию. А бог и дьявол отношения к кому-либо всегда скрывается в деталях.

Именно деталям и посвящена первая книга из трех (а их три; и не думаю, что будет больше, т.к. тема раскрыта настолько, что дальше некуда). И из этой части вы узнаете о том, как правильно придумать логлайн; что такое хорошо и что такое плохо в названии кинокартины; как и - впервые увидел такие советы только в этой книге! - КОМУ питчевать свои гениальные идеи фильмов-сериалов-чегоугодноеще и так далее.

Но даже это все - средне важные вещи. Одна из гениальных находок автора - в том, что Снайдер создал и собственную систему "жанров". Создал, конечно, слишком громкое слово - скорее, он иначе подошел к вопросу отнесения историй к категориям; выбрал иные принципы, чем обычно используются. И это здорово! Ведь что важно в любом творчестве: попытаться взглянуть на обычные вещи с другой (пусть и незначительно другой, но - другой) точки зрения. И по системе Снайдера невозможно создать такую историю, которая бы относилась к нескольким жанрам одновременно. В "классической" системе такое бывает: "Ну, у меня боевик с элементами комедии и триллера". Слава богу, теперь об этой пурге можно забыть - и более коротко и четко описывать свою задумку.

Самым же гениальным достижением автора стала всего одна-единственная страница текста - Blake Snyder Beat Sheet (BS2). Это, скажу я вам, просто гильотина для большинства российских кинокартин и для 99,9% сценариев начинающих авторов. С одной стороны, это просто волшебный подарок для новичков: эта страница раскрывает, как именно построены все сценарии мира (причем с указанием на количество страниц каждой части истории). А с другой - BS2 помогает вам увидеть, сколь убоги потуги в творении историй у отечественных творцов.

Книжка просто шедевральна, прекрасна и удивительна! Покупать ли? Конечно. Даже если не знаете английского языка: читайте со словарем, с помощью друга-подруги-гугла - неважно. Уверен, что каждому, для кого важно качество, это издание будет невероятно полезно.

Отправить комментарий