Не/доверие

Когда я поступал на курсы продюсерского мастерства во ВГИК, в первом туре мы сдавали эссе о себе. В нем я написал, помимо прочего, что "не бывает плохих или хороших людей: только хорошо или плохо оформленные договоренности". Акопов меня тогда пожурил: мол, не доверяешь ты людям, но ничего - мы это за время обучения исправим. Обучали. Не исправили. Славатегосподи. Потому что это истинная правда. И тем более актуальная, чем больше бьет кризис.

Возможно, я излишне пессимистичен, но доверять - вредно. Не не столько потому, что в подавляющем большинстве случаев это сказывается на вашем же здоровье, а потому, что по природе своей человеку куда удобнее заботиться о себе и своем круге близких, чем об оправдании ваших на него надежд. И чем позже вы это поймете - тем больше шансов, что уже слишком поздно.

Не/доверие: работник-работодатель

Успешное предприятие просто обязано иметь харизматичного лидера, он же - основной работодатель. Именно харизма позволяет получать от незнакомых людей то, что стоит рубль, за 10 копеек. То же касается и вас как работника: вам рассказывают, сколь прочна сталь "Титаника", какие технологии использованы для его постройки, и что он непотопляем. Затем - объясняют, что даже быть на борту - честь, а жизнь бренную, дотитаниковскую, надо оставить за бортом. Если вы соглашаетесь - это еще куда ни шло; если же вы соглашаетесь, и принимаете предложение работать "за идею" - вас уже провели. Удивительно, но таких примеров - масса.

Иными словами, вы видите, что в вас поверили (ах, кому этого не хочется), и вам доверяют что-то гиперважное, на вас полагаются.. на это многие и ведутся. И вот трудовой договор уже читается через строчку; какие-то там гарантии - да зачем их прописывать, ведь "Титаники" не тонут; отдельно четко прописать повышение зарплаты после испытательного срока - да что вы, тут же собрались честные люди, не обманут - мы ведь на словах договорились... и так далее - и с каждым шагом вы погружаетесь во все больший мрак. Потому что когда наступает время, либо вы сами хотите уйти - а работодатель этого не хочет (ждите сюрпризов); либо вас уходят, а вы не хотите (не ждите сюрпризов, т.к. их уже предусмотрели в договоре, который вы читали через строку).

В итоге - вы оказываетесь за пределами проходной. И неважно - вы ушли или вас ушли, в большинстве случаев, в чем-то вас да кинули. Почему? Потому что договаривались на словах, а бумажки подписывали на бумаге. Оп-па! Что это значит? Все то же: ...есть только хорошо или плохо ОФОРМЛЕННЫЕ договоренности. Не оформили - сами виноваты.

Впрочем, даже у тех, у кого все оформлено просто шикарно - бывают проблемы. Потому что работодатель давит "на совесть" (на жалость): мол, трудные времена, но скоро прорвемся и все будет как в сказке. Но вот вам уже нечем платить за квартиру, кушать хочется, а зарплаты все нет - но вы все ждете и ждете. ПОЧЕМУ? Потому что подавать в суд, жаловаться в прокуратуру, отстаивать свои права - это "неудобно как-то". Удивительная по степени идиотизма черта русского человека: кушать не на что - это удобно, а дать по шее работодателю за нарушение договоренностей - это неудобно. Поэтому оформлять договоренности стоит не только на бумаге, но и у себя в голове.

Не/доверие: работодатель-работник

Если у вас производство - 100% гарантирую: у вас воруют. Да-да, эти самые талантливые, потрясающе трудолюбивые сотрудники, честно смотрящие вам в глаза и поддакивающие.

Что можно сделать? Контролировать. Что обычно делают? Ничего. Потому что щедрость души русской не измеряется деньгами, а отношения-то как портить не хочется со столькими умными, чудесными людьми. Но вот у талантов появляется откуда-то бэха семерка при явно не располагающей к этому зарплате, на проекте откуда-то возникает перерасход, сроки срываются, стоимость увеличивается, нужны дополнительные вливания.. и... и... и ничего. Вливания делают, получается хуже, чем планировали, никто не уволен. Почему? Потому что даже хорошо оформленные договоренности нужно хорошо контролировать. Без этого вы в заднице, т.к... читайте первое предложение подглавы.

Не/доверие: покупатель-продавец

О-о-о, эта тема в кризис невероятно актуальна. Вы ведь ходите в магазины? Супермаркеты-моллы-шмоллы? Конечно. И закупаетесь на неделю вперед, по почтиоптовым ценам - так выгоднее. А теперь два вопроса:

Вопрос 1: вы записываете, какие цены на товары были указаны на полках, когда вы их брали и складывали в тележку? 99-99,9% отвечают "нет". Очень зря: чем сложнее времена, тем более актуальным должен быть для вас "список покупок наоборот". Просто "список покупок" - это то, что пишут на бумажке, чтобы не забыть, что купить: "Масло, хлеб, порошок.." А "..наоборот" - это то, что уже положили, но еще не оплатили + цена на полке. "Масло - 23.35, хлеб 11.90.." и так далее. ЗАЧЕМ это нужно? Затем, что магазины и в докризисное время очень часто практиковали дебильную игру: "Ой, мы забыли ценники поменять, а у нас с утра новая база цен, а распечатки еще не везде обновили," - и поэтому вместо 120р за кг мяса вам пробивают 195, а журнал стоит не 90, а все 190 рублей. Но когда чек соревнуется по длине с рулоном туалетной бумаги - этого никто не проверяет. Только смутное ощущение скребется где-то в глубине души: "Блин, че-то как-то дороговато вышло.. я думал будет рублей на 500-1000 дешевле". А между тем - одного такого чека более чем достаточно, чтобы прямо в магазине устроить с директором торги: "Назовите цену, за которую вы выкупите у меня этот чек, или мы вместе ждем милицию и начинаем танцевать вокруг уголовного дела!" - потому что директора магазинов не только в курсе происходящего, но и часто являются его, происходящего, инициаторами. Вы не на пастбище с овечками пришли - тут волки.

Вопрос 2: вы смотрите, что пробито в чеке, когда его оплачиваете? Нет? Тогда не удивляйтесь, что помимо пива, водки, воблы и 30 наименований лука и картошки вы купили (оказывается) еще и элитный зеленый чай за 460р и женские колготки. О том, что этого не покупали, многие ИНОГДА вспоминают дома, случайно посмотрев чек. Но.. "и возвращаться лень, и ругаться не охота" - ура! Магазин получил дополнительную прибыль. А все потому, что плохих и хороших людей не бывает: в торговле все договоренности оформлены до вас - остается только контролировать, соблюдают ли их обе стороны.

Не/доверие: Фрилансер-друзья

Эта тема вообще шикарна: ведь кто подумает заключать какие-то там договора и подписывать мерзкие бумажки, когда некую работу за деньги просят помочь сделать давно знакомые вам люди, или даже друзья? Ответ: умные люди.

Все те несколько раз, когда хорошо знакомые мне люди меня кидали на что-либо (деньги, время, выполнение работы) - это были случаи, когда бумаг не было. И каждый такой случай автоматически становился (и становится ежесекундно в чьей-то жизни) просто еще одним платным уроком: "Подписывай, блин, бумажки!"

Я ни в коем случае не утверждаю, что вас кто-то собирается кинуть, обмануть, подвести. Что вы! Всех нас окружают исключительно милые и добрые люди. О том, что некоторые из них - долбо..носики, вы узнаете позже. И чтобы не узнавать этого за свой счет, достаточно нескольких простых действий.

- Если вы оказывали услугу по устной договоренности - в момент передачи результата (если оплата осуществляется не в ту же секунду) - берите расписку. ВСЕГДА. Не взяли - сами виноваты, если грянет кризис (ха-ха), денег не дождетесь, так как у всех начинается "недостаток ликвидности" - и платить нечем, да вы и фиг докажете, что что-то кто-то вам должен.

- Если заказчик - юрлицо, заключать договор на "черную фирму" и договариваться, что "акт подпишем когда вам будет удобно" - равносильно отказу от денег. От имени черной фирмы никто разумный судиться не будет - и финдиректора белых фирм это знают. От имени белой фирмы без Акта судиться можно, но наше законодательство писано тоже долбоносиками, и поэтому хоть в ГК РФ и указывается, что работа считается принятой и без Акта приемки-передачи, если Заказчик получил результат работы, но в разумный срок не подписал Акт и не выдвинул претензий.. так вот: на практике это все мелочи, так как без Акта Заказчики успешно отсуживают свои деньги и доказать, что работа выполнена - целая проблема, достойная отдельной оплаты. Избежать ее просто: как бы заказчик ни упрашивал, на что бы ни ссылался - сдавать результат работы можно и нужно только в обмен на подписанные закрывающие документы. И со своей стороны уже обещать: "Ну, конечно-конечно: если будут проблемы - звоните, переподпишем документы по-другому.. но сейчас главное закрыть сделку". Один опытный сейлз мне как-то сказал чудесную вещь: "Кто первый назвал цену в сделке - тот и проиграл торги". Вот тут действует тот же принцип - кто первый повелся, тот и в проигрыше, и понимает это, поэтому "позже" обычно проблем не возникает, если вы уже прикрылись бумагами.

Не/доверие: по мелочам

Еще одна любимая тема случайных проблем - это "мелочи". Что это значит: например, участие некого лица в процессе было слишком краткосрочным, чтобы оформлять это бумажно. Чувствуете подвох? Нет? Потом почувствуете.

Или другая тема: вся работа сделана идеально, все довольны, но пара моментов, которая требует письменного оформления, откладывается на завтра, так как сегодня все устали, да и не до того уже. Завтра ведь удобнее - отоспимся все, встретимся, подпишем все... делов-то! Чувствуете подвох? Нет?.. Надеюсь, вам не придется купить этот урок за деньги.

Не/доверие: потребитель-производитель

Вас обманывают. Ха-ха, вот так весело начинаю этот абзац. В чем конкретно? Хм, вот это зависит от точки отсчета. Если брать те времена, когда еще не было законов о том, что такое "СОК", а что - "помои", то тогда еще я работал с одним большим производителем соков.. и когда мне устраивали ознакомительный тур по заводу, попутно показывали стенку с полками: на нижних стояли марки-"помои" (так их и презентовали), а на верхних - соки. Большинство людей в России, мне кажется, до сих пор так и пьет помои. Потому что они дешевле, а на упаковке так красиво нарисовано, что очень похоже на сок. А читать в последние годы люди отвыкли, поэтому кого там интересует что на упаковке написано?

Но если на себя можно и положить (чем и занимаются унылые, неухоженные люди, никогда не видевшие спортивных упражнений и заботы о теле и сознании), то все куда печальнее, когда эта война касается детей. О том, что всякие сообщества "..гастроэнтерологов" и пр. в рекламе создаются именно для упоминания в рекламе - думаю, все знают сами. Но о том, что рекламируемые как детские товары нередко детскими быть просто НЕ имеют права (да-да, по нашим великим Законам РФ) - знают куда меньше людей. Минут 5 чтения исправляют эту ситуацию - какие-то маньяки (в хорошем смысле слова) даже сайт для этого создали www.food-n-goods.ru - хотя, думаю, и другие такие сайты есть. Почитайте. Не доверяйте красивым коробочкам: в конце концов, все самое ядовитое в природе обычно самое привлекательно-яркое.

Не/доверие: глобально о человеческой природе

Можно расписать еще энное количество частных случаев, но куда важнее то, что все они базируются на общем принципе: если есть возможность получить что-то "бесплатно" вместо "недорого" - люди будут получать это именно "бесплатно". Без вариантов.

Именно поэтому торрент-сети всегда будут популярнее магазинов типа iTunes - даже если в магазине любимая музыка или лучший фильм года продается за 1 цент. Ведь цент - это слишком дорого, когда в торренте все бесплатно.

Именно поэтому сидя на зарплате в 12 тысяч рублей кассирша не упустит возможности получить прибавку в 5-10% зарплаты за те 30 секунд, которые она выбивает вам чек. Ведь если одно движение считывающего пистолета может накинуть на чек 500-1000 рублей, а даже если на этом поймают - всегда можно сослаться на ошибку, и 99,9% не станут ссориться - риск оправдан, и получение лишних денег считается "бесплатным".

По той же самой причине трудолюбивые таланты встречаются только в кинофильмах и слезливых рассказах и историях жизни типа "из грязи в князи". Ведь лениться - это "бесплатно", а работать даже на всем готовеньком - это "недорого". Если не верите в то, что столько идиотов на Земле - послушайте, кто и как из известных продюсеров в России берет с будущих звезд, взятых на раскрутку, клятву верности - и вы удивитесь, сколь мощно извращаются те, против кого, казалось бы, и восставать-то страшно. И это не из-за паранойи - это из-за человеческой природы. Те, кто работают с большими деньгами, должны знать - и некоторые даже знают: у вас 100% гарантированно воруют или будут воровать.

И что самое удивительное и печальное в этом во всем - то, что у тех, кто делает глупости, отсутствует самая важная составляющая мыслительной цепи: стратегическое мышление. Потому что урвать здесь и сейчас - это близко и скоро. О том, куда приведет этот шаг, задумывается настолько малый процент, что он тонет в рамках статистической погрешности. Но даже это не вина ворующих, обманывающих доверие, скользких, умеющих читать и правильно составлять бумаги людей - ведь они не хорошие и не плохие. Они всего лишь умеют правильно оформлять договоренности. О том, что вы договорились об одном, а на бумаге отражено другое - вы узнаете много позже. Если не начнете узнавать это прямо сейчас и не введете себе это в привычку.

Отправить комментарий